«Да он издевается!» - в один голос воскликнули авторы многочисленных порталов и пабликов, прочитав известный текст про кенгуру. «Очевидно же, что он просто глумится над нашей системой – самой справедливой и гуманной системой в мире. Вот видите, какой это нехороший человек, который своим поведением полностью оправдывает все, что с ним до этого произошло. И правильно, что с ним все это произошло – он же явно все это заслужил своими циничными просьбами о кенгуру».
Этот перевернутый с ног на голову нарратив очень распространен в обществе, где этика искажена. И вы сами, наверное, это не раз в своей жизни замечали. Если кто-то когда-то поступил с вами жестоко и несправедливо, и ему это сошло с рук, и он никак за это не был наказан, он все равно потом долгое время следит за вами. И жадно ловит всяческие доказательства вашей личной нечистоплотности и непорядочности. И в семье-то у вас проблемы, и родителям-то вы не помогаете, и сын-то у вас на двойки учится.
Значит, он, тот человек, все правильно когда-то сделал, причинив вам зло, как бы взывает он к общественности. Вы же это зло заслужили – все же видят, каким вы неважным человеком в конце концов оказались. И понятно, что злодей в итоге оказывается в выигрыше – если кто-то и помнит, как жестоко он когда-то с вами поступил, то теперь это злодеяние во многом кажется людям оправданным, не таким несправедливым и даже вполне логичным. Злодей перестает быть злодеем, а вы перестаете быть его жертвой, и общество уже негодует не по его поводу, а по поводу вас.
В нормальной этике вся эта история является немыслимой – не бывает преступления после наказания, а человека нельзя преследовать и угнетать из-за того, что он, возможно, сделает когда-то в будущем. Более того, непорядочность и вообще личная непривлекательность кого-то вовсе не оправдывает то зло, которое ему причинили. Человек, которого схватили преступники и выкручивают ему руки, может сколько угодно смеяться и даже глумиться над этими преступниками. Его никто не осудит и не обвинит в издевательствах над этими преступниками – осуждать будут только преступников.
Зачем же злодеям нужно подчеркивать моральную непривлекательность своей жертвы? Затем, чтобы их злодеяние в адрес жертвы выглядело закономерным и оправданным, и чтобы они, злодеи, злодеями не выглядели. Они ведь просто делают свою работу, а он, такой негодяй, еще смеет развлекаться, откровенно высмеивая их косность и ущербность. С этой точки зрения не так уж и видно становится, что работа эта – зло, и что права того, кто веселится и развлекается, оказались жестоко нарушены.