Давайте называть вещи своими именами: сейчас с экономикой не только в России, но и в мире не все так хорошо.
Однако это не мешает забивать полки продуктовых, да и любых других магазинов товарами, в том числе и подсанкционными, завезенными через параллельный импорт и существенно «набравшими» в цене.
При этом появляется все больше импортозаместителей или брендов, которые с грохотом ушли из страны, но на деле – остались. Взять ту же самую газировку «Добрый кола».
Может быть, не все знают, но «Добрый» был основан компанией «Мултон» в 1998 году, которую в 2005 поглотила Coca-Cola.
Продала ли она свои активы после «ухода»? – Нет, просто переклеила этикетки на газировке и стала делать ее отвратительной на вкус.
Так почему в стране, производство в которой контролировалось на уровне государства, слово «дефицит» произносилось слишком часто?
Сейчас секта «свидетелей СССР» будет рассказывать о том, как я не прав, о том, как все было и в изобилии. Я там тоже был и могу сказать, что это совсем не так.
Дефицит был, причем был повсеместно. Разбавлю информацию о нем общедоступными фактами и своими воспоминаниями.
Во-первых, хочется открыть глаза любителям рассказать о том, как все было хорошо, качественно, натурально. Поорать про колбасу по ГОСТу.
Итак, вашему вниманию текст ГОСТ 23670-79: «Допускается взамен говядины, свинины, баранины, совместное использование стабилизатора белкового, массы мясной говяжьей, или свиной, или бараньей, пищевой плазмы (сыворотки) крови, крахмала или муки пшеничной».
Это гост от 79 года, в котором нет селитры, консервантов Е200-Е299, нитритов из ГОСТа на колбасу образца 1947 года.
А теперь еще больше шока: это «допускается» значило лишь, то, что именно это и используют на конвейерах для ширпотреба, а вот на линиях для партийной номенклатуры выпускается колбаса из мяса.
Про колбасу знакомая рассказывала забавный случай: ее дочка гостила у бабушки и нашла старое фото коллеги. На нем она плачет.
Девочка спросила: «а чего она ревет?». Бабушка сказала, что: «колбасы хотела». Девочка: «а чего вы ей не купили?». Бабушка просто рассмеялась и не ответила. Действительно. А чего?
Помню случай из детства, когда мне удалось попробовать мороженное из ЗАТО. Оно было вкусным. Наверное, самым вкусным из всех, что я пробовал. Я тогда гостил у родственников.
После этого случая называть мороженное, которое продавалось у нас в городе «мороженным» у меня язык не поворачивался. Дефицит увозили баловать ЗАТОвцев. А «простой люд» итак сожрет. И будет рассказывать байки о самом вкусном мороженном на свете, а главное – натуральном.
Искусственный дефицит создавался и в магазинах. Когда нужно было подлизываться к продавцу, чтобы он дал тебе что-нибудь этакого.
В магазинах держали товар до последнего, чтобы не потерять премию за пустые запасы.
А когда срок годности у этих «запасов» проходил – их выкидывали в один день. Колхозы тоже работали планово. Нужно было собрать урожай. А вот на его транспортировку было всем плевать.
В итоге собранный урожай благополучно гнил. Что уж говорить о дефиците автомобилей, печатных изданий… туалетной бумаги?
Что это – неумелое руководство, повсеместный «синдром вахтерши» или обычный идиотизм? – Ума не приложу. В СССР было все. И оно прекрасно тухло на складах. Поэтому и был дефицит.