Кинематографисты, как и представители любой другой формы искусства, тонко почувствовали перемены в общественном сознании в конце XX века. 1999 год – пик размышлений о месте человека в этом мире и путях его развития. Об этом годе в мире кино написана целая книга. Тогда одновременно выходит масса талантливых лент, среди которых особняком стоит «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера.
Почти всегда установить причины, почему тот или иной фильм стал культовым, довольно трудно. Можно выдвигать гипотезы, но не более. «Бойцовский клуб» стал таковым – на 20-летнюю годовщину его выхода в России собирались полные залы.
Мы не знаем имени главного героя и не имеем информации о его прошлом. Рассказчик – офисное дитя: хроническая бессонница, ежедневная рабочая рутина, обязательный дресс-код и мебель из IKEA. Он – представитель «поколения мужчин, выращенных женщинами» и общества, где приверженность корпоративным цветам давно победила индивидуальность. Тайлер Дёрден же, напротив, является сверхличностью-эгоцентриком со способностью к управлению толпами и воздействию на них. По его мнению, ключ к свободе – в отрицании устоев общества потребления и приверженности первобытному укладу жизни.
В прокате фильм провалился, в гонке за награды почти не участвовал. Мнение критиков тоже было неоднозначным. Большинство углядело в картине гимн насилию, что таковым, на самом деле, не является. Динамичный и в какой-то степени клиповый «Бойцовский клуб» выписывает приговор социуму, не способному найти середину между консьюмеризмом и радикализмом. Утопичная по своей сути идея создания самих клубов и осуществления деятельности проекта «Разгром» не является формой протеста. Бунт – в «убийстве» и себя прежнего, и Тайлера. В очищении и входе в новое тысячелетие влюблённым и обновлённым.
Чак Паланик, автор оригинального романа, остался доволен самой экранизацией и её финалом. Спустя многие годы «Бойцовский клуб» стал классикой мирового кинематографа, сделав Финчера одним из главных режиссёров поколения.