Найти тему
История живописи

Позабытый русский художник-анималист и его живописные работы

"Зубры в зимнем лесу", Е.А. Тихменев. Частное собрание.
"Зубры в зимнем лесу", Е.А. Тихменев. Частное собрание.

Сегодня, уважаемые читатели, я расскажу вам еще об одном русском художнике-анималисте, который ныне не особо известен в массах, но при том, вполне возможно, что многие из вас видели его работы в виде репродукций. Речь пойдет о Евгении Александровиче Тихменёве.

Родился он в 1869 году, в городе Сумы, тогда - Харьковской губернии. Его отец был военным, который получив генеральское звание, отбывает вместе с семьей в столицу империи. Как это часто бывает в таких случаях, его отец видел сына продолжателем своего дела, но слабое здоровье помешало юноше пойти по его стопам. Но зато двери петербургской Академии художеств оказались открытыми для Евгения Тихменева.

"На току", Е.А. Тихменев. Частное собрание.
"На току", Е.А. Тихменев. Частное собрание.
"Перед охотой", Е.А. Тихменев. Частное собрание.
"Перед охотой", Е.А. Тихменев. Частное собрание.

Однако же проучившись там три года (вольнослушателем по классу "баталистической" живописи), он покидает Академию (в 1894 году), так ее и не закончив. В это время появляются его ранние работы, которые показывают нам предрасположенность живописца не к батальным сценам, а к изображениям всех видов фауны. В это же время начинающий художник пристрастился к охоте, вероятнее всего, переняв ее у отца. Автор книги о художнике, П.Ю. Климов напишет об этом следующее:

Склонность к немноголюдным охотам и к уединённым скитаниям, когда никто не мешает насладиться красотами природы, послужила тому, что он постепенно отошёл от традиционных для русского охотничьего жанра сюжетов с изображением бесконечных «псовых травлей», «возвращений» и «выездов».
"Лоси в лесу", Е.А. Тихменев, 1907. Частное собрание.
"Лоси в лесу", Е.А. Тихменев, 1907. Частное собрание.
"Лоси в лесу", Е.А. Тихменев. Частное собрание.
"Лоси в лесу", Е.А. Тихменев. Частное собрание.

Кроме картин Тихменев был становится еще и виртуозным графиком, причем все тот же автор книги считает, что "в ряде случаев Тихменев-график будет сильнее Тихменева-живописца". Это еще сыграет свою роль впоследствии: после революции 1917 года постепенно Тихменев будет все меньше писать картин и все больше заниматься иллюстрацией различных книг, в том числе и детских, что неудивительно, учитывая его талант анималиста. Впрочем, и в дореволюционных журналах ("Нива", "Родина") регулярно печатались репродукции его картин и рисунков.

"Охота на медведя", Е.А. Тихменев, 1913. Частное собрание.
"Охота на медведя", Е.А. Тихменев, 1913. Частное собрание.

В молодом советском государстве, конечно, картины на тему охоты были уже не так популярны как ранее, поэтому неудивительно, что он больше станет работать как художник-иллюстратор. В 1928 году Тихменев вместе с семьей младшего брата уезжает в Оренбург, который и станет его последним прибежищем. Там он устроится художником-оформителем в местный Дом Красной армии, где, что называется, он "тряхнул стариной" и писал батальные полотна, посвященный Гражданской войне и революционным событиям в России.

В Оренбурге Тихменев пользовался заслуженным уважением среди молодых живописцев - ведь он застал еще ту, старую дореволюционную школу живописи, о которой молодые лишь читали да могли слышать от старожилов искусства. Так, один из таких молодых живописцев (ставший потом еще и писателем, и краеведом) Макар Яновский считал, что в работах Тихменева "всё полно движения и жизненной правды". Но он же отметит, что в дальнейшем о Тихменеве стали забывать даже местные (оренбургские) литераторы и искусствоведы, так что уж говорить об уровне страны...

"Охота на уток", Е.А. Тихменев. Частное собрание.
"Охота на уток", Е.А. Тихменев. Частное собрание.
"Охота с беркутом", Е.А. Тихменев. Оренбургский музей изобразительных искусств.
"Охота с беркутом", Е.А. Тихменев. Оренбургский музей изобразительных искусств.

Подытоживая приведу снова цитату из книги Климова "Евгений Тихменев, в кругу современников":

Сохранившиеся работы Тихменева конца 1920-х – начала 1930-х годов, в том числе удивительные по технике акварели «Охота на медведя» и «Охота на рысь», хранящиеся в Оренбургском областном музее изобразительных искусств, ярко свидетельствуют о нестареющем мастерстве Тихменева и его творческом credo, верность которому он сохранил до самой смерти, последовавшей в сентябре 1934 года.
"Охота на медведя", Е.А. Тихменев. Оренбургский музей изобразительных искусств.
"Охота на медведя", Е.А. Тихменев. Оренбургский музей изобразительных искусств.
"Охота на рысь", Е.А. Тихменев. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
"Охота на рысь", Е.А. Тихменев. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Надеюсь, вам сегодня было интересно прочитать об еще одном не особо известном русском художнике-анималисте и вместе со мной рассмотреть его картины. Ставьте лайки, подписывайтесь и комментируйте, если есть желание. И до новых встреч на канале "История живописи".

P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь.