С 2022 года было не до конца понятно, что происходит с фармкомпанией «Нанолек», производящей в том числе вакцину «Пентаксим», за которой гоняются все родители России. На рынке ходили разные слухи о том, что сменились владельцы компании, было непонятно, почему меняются гендиректора. Сегодняшние «Ведомости» наконец внесли ясность: компания впервые публично подтвердила, что Владимир Христенко передал свою долю партнерам и менеджменту еще в прошлом году, а в конце мая 2023 года «Нанолек» лишилась «прописки» на Кипре. Фарма FM — c уточнениями.
Компания «Нанолек» была основана в 2011 году врачом, ученым и предпринимателем в области биотехнологий Михаилом Некрасовым, в 2013-м к нему в качестве акционера и управленца присоединился Владимир Христенко, сын Виктора Христенко, бывшего министра промышленности и торговли. Оставив в 2010 году пост гендиректора компании «Римера», «дочки» ЧПТЗ (Челябинского трубопрокатного завода), он решил, что больше в найме работать не хочет, и начал искать себя в новых индустриях. Обратил внимание на фарму. По результатам заказанного им отраслевого аналитического отчета McKinsey, Владимир Христенко принял решение инвестировать в «Нанолек» и стал партнером Михаила Некрасова.
В 2014 году был построен инновационный завод в Кировской области, где компания выпускает вакцины, онкопрепараты, лекарства для орфанных заболеваний. В 2020 году «Нанолек» начал готовиться к производству антиковидной вакцины «КовиВак», о чем много писали СМИ, но первую партию удалось произвести только к концу 2021 года, и, как чуть позже сообщила компания, проект оказался убыточным — вакцина так и осталась лежать невостребованной на заводском складе. Однако главный фокус «Нанолек» — это все же производство педиатрических вакцин, которыми за все время существования компании были привиты более 10 миллионов российских детей. Среди известных всем родителям — современные прививки «Пентаксим» и «Полимилекс».
Сегодня пресс-служба впервые подтвердила «Ведомостям», что также в 2022 году Владимир Христенко продал свою долю в «Нанолек» партнерам и менеджменту. В декабре 2022 года Владимир Христенко также покинул пост президента компании и так объяснил причину ухода:
«Свою миссию считаю выполненной: наша компания прошла путь от фазы чистого стартапа до статуса одной из системообразующих компаний российской биофармацевтики. В среднем для российского бизнеса 12 лет — это много, но для фармы — совсем мало. Мы развивались с опережением, на рекордных скоростях. Сейчас для «Нанолек» наступило время перехода на следующий уровень, который требует иного стиля управления, чем у меня. Я однозначно человек стартапа. Моя стихия — создание чего-то с нуля, с максимальными рисками, но и с максимальным драйвом. Последние несколько лет я пробовал точечно инвестировать в чужие начинания. Это тоже довольно интересно, но я точно понимаю, что мне этого мало. Так что я переведу дух, порефлексирую о том, что было сделано и достигнуто, и обязательно придумаю что-то новое».
В мае 2023 года владельцем «Нанолек» стала «К2 груп», принадлежащая Антону Паку. Он для «Нанолек» человек не новый — несколько лет возглавлял совет директоров. По данным «СПАРК-Интерфакс», сделка была закрыта 24 мая. До этого ее собственником была кипрская Nanolek Holding Limited, а с 28 апреля — инвестфонд «Менеджмент-актив» (им также управляет «К2 груп»). Также в мае 2023 года новым генеральным директором «Нанолек» был назначен Владимир Нестеренко, экс-собственник и гендиректор аптечного дистрибьютора «Джи-Джи-Пи».
Пресс-служба компании в сообщении на своем сайте раскрыла смысл смены места прописки компании:
«В 2022 году Владимир Христенко перестал быть акционером «Нанолек», а также оставил пост президента. Параллельно велась работа по существенному упрощению структуры управления с новым составом акционеров. И в мае 2023 года эти изменения были отражены в реестре. Ранее учредителем ООО «Нанолек» была Nanolek Holding Limited, зарегистрированная на Кипре. Напомним, что «Нанолек» изначально была полностью российской компанией, но, как и многие другие участники российского рынка, имела «прописку» на Кипре, чтобы облегчить работу с международными партнерами (Кипр находится в зоне действия британского права). Согласно новым регуляторным требованиям в отношении российского бизнеса, старая структура управления уже была не актуальна, это и стало причиной произошедших изменений».
Екатерина Орлова из Grace Consulting Ltd пояснила «Ведомостям»: сейчас кипрские компании не могут полноценно участвовать в деятельности юридических лиц в нашей стране как акционеры и ограничены в получении прибыли. А Сергей Шуляк из DSM Group отметил, что в последнее время участились случаи продажи компаний менеджменту — обычная практика для вывода бизнеса из-под риска санкций.
Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать эксклюзивные новости и колонки Фарма FM.