В предыдущей части статьи я расстался с Чарльзом Бронсоном в тот момент, когда он наслаждался успехом вестерна «Великолепная семерка» (1960), в котором у него была одна из главных ролей.
После «Великолепной семерки» Бронсон превратился в известного голливудского актера, но отнюдь не звезду.
Он стал постоянным участником крупнобюджетных проектов, где требовался крутой парень, но чаще всего ему доставались второстепенные и даже эпизодические роли:
в вестерне «Грохот барабанов» (1961);
в музыкальной картине с Элвисом Пресли «Кид Галлахад» (1962);
в комедийном вестерне «Четверо из Техаса» (1963), где солировали Фрэнк Синатра и Дин Мартин, а Бронсону досталась роль «пятого» (к тому же злодея);
в «семейной драме» «Кулик» (1965) с Ричардом Бартоном и Элизабет Тейлор он сыграл третьего лишнего;
в драме «На слом!» (1966) с Натали Вуд и Робертом Редфордом – вновь практически ту же самую роль «третьего»!
В 1968 году на экраны вышли 2 вестерна с Бронсоном: «Битва в Сан-Себастьяне» и «Вилья в седле».
В первом солировал Энтони Куинн, а Чарльзу досталась второстепенная отрицательная роль – злобного метиса, который строил козни главному герою.
Во втором вестерне в качестве главных действующих лиц засветились две тогдашних звезды - Юл Бриннер и Роберт Митчум, а Бронсон вновь получил роль скорее отрицательную, чем положительную – кровожадного сподвижника Вильи, который любил расстреливать пленных.
Были у Бронсона в этот период и главные роли, но вряд ли много зрителей оценили его появление в малобюджетной сказке по роману Жюля Верна «Властелин мира» (1961), фильме о летчиках-испытателях «Х-15» (1961) и вестерне «Дьявольские стрелки» (1964).
В 60-е Бронсон принял участие в нескольких громких проектах на тему Второй мировой, но всегда в большой мужской компании:
в наивном фильме о побеге из немецкого профилактория для пленных летчиков «Большой побег» (1963), в американском варианте военных опупей Юрия Озерова - «Битве за выступ» («Битве в Арденнах» (1965) и сверхпопулярной «Грязной дюжине» (1967).
Во всех этих картинах роли Бронсона были заметными, но не главными. В «Большом побеге» солировали великолепный Стив Маккуин и англичанин Ричард Аттенборо, «Битве в Арденнах» - Генри Фонда и военная техника, в «Грязной дюжине» - Ли Марвин.
Во время триумфального шествия «Грязной дюжины» по экранам всего цивилизованного мира Чарльзу стукнуло 46 лет. Он более 15 лет снимался в кино, приобрел неплохую репутацию в качестве актера «мужских фильмов», но так и не смог стать звездой.
Из тех парней, которые начинали в 50-е, ярко светили на голливудском небосклоне Юл Бриннер и Стив Маккуин, сумел стать звездой после «Грязной дюжины» Ли Марвин, был на пороге всемирной славы Клинт Иствуд, а Бронсон застрял в амплуа крутого парня, который хорошо выглядит рядом с главными героями, но сам вытянуть фильм не в состоянии. Его карьера оказалась в тупике….
И тогда Бронсон сделал ход конем – он отправился гастарбайтером в Европу.
Для тех лет длительные актерские командировки в Европу не были в диковинку. Начиная с конца 50-х годов, американские актеры достаточно часто снимались вахтовым методом в европейских фильмах – особенно в итальянской кинопродукции (Б.Ланкастер, К.Дуглас, Э.Куинн, С.Ривз, В.Мэтьюр).
Но приезжали они в Европу не за славой, а за деньгами. Лишь незадолго до поездки Бронсона во Францию ситуация изменилась: телевизионный актер Клинт Иствуд снялся в трех итальянских вестернах Серджо Леоне, которые не просто сделали его звездой в Европе, но и позволили стать одним из самых высокооплачиваемых актеров Фабрики грез!
Нельзя не отметить, что на месте Иствуда мог оказаться и сам Чарльз. В свое время Леоне звал его сыграть роль «человека без имени» в своем первом вестерне – «За пригоршню долларов», а затем и во втором – «На несколько долларов больше».
Да и в «Хорошем, плохом, злом» Бронсон всерьез рассматривался как кандидат на главную роль, но он в то время работал над «Грязной дюжиной» и приехать к Леоне не смог.
Вояж Бронсона в Европу в итоге оказался столь же удачным, что и в случае Иствуда.
Именно работа во Франции и Италии в течение нескольких лет сделала из него звезду кино. Бронсон в интервью Р.Эберту (1974) сказал об этом так: «Один из парадоксов в том, что я совершил прорыв в фильмах, снятых в Европе, которые японцы считали американскими, а американцы иностранными».
Первым европейским фильмом Чарльза стал французский детектив «Прощай, друг!» (1968) с Аленом Делоном.
Европейские продюсеры искали партнера для Делона и связались с Бронсоном, когда он снимался в коммунистической агитке «Вилья в седле». Чарльз дал согласие сыграть в паре с французской звездой и не прогадал.
Дуэт брутального мужчины и неотразимого красавчика в запутанном детективе сделал неплохие кассовые сборы в Европе (во Франции он привлек в кинотеатры 2,6 млн зрителей и занял 10-е место в прокате 1968 года).
Но настоящий успех ждал Чарльза в его следующем европейском фильме. Пути-дороги Бронсона и Серджо Леоне наконец-то пересеклись – в результате Бронсон стал загадочным мстителем с гармоникой в лучшем вестерне всех времен и народов «Однажды на Диком Западе».
После «Хорошего, плохого, злого» было трудно вообразить, что в жанре вестерна можно сделать что-то еще более грандиозное, но итальянский режиссер превзошел сам себя, сняв в декорациях Дикого Запада эпос о добре и зле, жизни и смерти. На этот раз на просторах Дикого Запада переплелись три судьбы: Добра, Зла и Женщины. Бронсон сыграл Добро, Генри Фонда – Зло, а за их сражением под мелодию Смерти заинтересованно наблюдала Клаудия Кардинале.
«Однажды на Диком Западе» произвел фурор в Европе. Во Франции фильм занял в прокате 1969 года 1-е место с фантастическим показателем 14,8 млн зрителей (это и сегодня 5-й результат за всю историю французского проката и 2-е место на тот момент!).
В Западной Германии в кинотеатры пришли 13 млн человек (1-е место в 1969-м году и 6-е место за всю историю!), и лишь на родине Леоне результаты этого вестерна оказались далеки от рекордных.
В Америке фильм прошел хуже, чем в Европе: суммарные сборы составили 5,3 млн долларов (в 1969 году всего 2 млн). Во многом это произошло из-за сокращения фильма продюсерами на 20 минут и неприятия американскими зрителями Генри Фонды в роли убийцы.
Великолепный французский фильм по сценарию Себастьяна Жапризо «Пассажир, приехавший в дождь» еще больше упрочил репутацию и известность Бронсона.
Это отличный образец психологического детектива, в котором убийца известен с самого начала, но до последних минут непонятно, чем все закончится. Фильм был по достоинству оценен французскими зрителями: в прокате 1970 года картина заняла 3-е место (4,76 млн зрителей), и обошла даже хит «Борсалино» с Бельмондо и Делоном.
В 1970 году на экраны Европы вышли еще несколько картин с Бронсоном в главной роли: «Лола», «Город насилия», «Холодный пот», «Ты не сможешь победить их всех».
Ни один из этих фильмов не стал кассовым хитом – как «Пассажир», но все кроме «Лолы» собрали хорошую кассу в европейском прокате.
Из этих работ Бронсона отмечу «Холодный пот» британца Теренса Янга (режиссера 3-х фильмов «бондианы»), который вышел на экраны в самом конце 1970 года. Это качественный образец триллера тех лет, в котором героя Бронсона настигает его преступное прошлое.
1970 год продемонстрировал, что Бронсон стал большой европейской кинозвездой. Во всех картинах у него были главные роли, и само по себе присутствие Чарльза в фильме практически гарантировало, что он соберет приличную кассу в основных европейских странах, даже если кино получилось не слишком удачным.
Следующая картина в его фильмографии – вестерн «Красное солнце» (1971) была вновь снята Теренсом Янгом. История о вражде-дружбе американского бандита (Бронсон) и японского самурая (Тоширо Мифуне) снималась в Испании в первой половине 1971 года.
Через 3 года после первой встречи Чарльз вновь пересекся на съемочной площадке с Аленом Делоном, но здесь их роли поменялись. В «Прощай, друг» Бронсон ассистировал Делону, а здесь Ален сыграл роль второго плана – он перевоплотился в негодяя Гоша, который противостоит двум главным героям.
«Красное солнце» - один из самых популярных фильмов Бронсона, который и сейчас смотрится здорово. В нем есть все ингредиенты успешного фильма: звездный состав, увлекательный сюжет с привлекательными героями и профессиональная постановка Теренса Янга.
В 1971 году «Солнце» оказалось одним из главных европейских блокбастеров: фильм посмотрели 7,3 млн зрителей в Италии (7-е место в прокате), 3,3 млн во Франции (8-е место), 2 млн. человек в Испании. Помимо Европы, вестерн был популярен и в Азии. В Японии Бронсон стал большой звездой как раз после «Солнца».
«Красное солнце» укрепило звездную репутацию актера в мире, но не в США. Европейские фильмы Чарльза выходили в прокат и в Америке, но ни один из них не произвел там фурор. Да и не все из них добирались до США сразу после премьеры в Европе: «Лола» оказалась в американских кинотеатрах в 1972-м, «Прощай, друг!» и «Город насилия» в 1973 году, а «Холодный пот» и вовсе в 1974-м.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: