Найти тему

История кино. Краткая биография Чарльза Бронсона. Часть 2. «… Нормальные герои всегда идут в обход». 1960-е годы.

Чарльз Бронсон в фильме "Красное солнце" (1971)
Чарльз Бронсон в фильме "Красное солнце" (1971)

В предыдущей части статьи я расстался с Чарльзом Бронсоном в тот момент, когда он наслаждался успехом вестерна «Великолепная семерка» (1960), в котором у него была одна из главных ролей.

После «Великолепной семерки» Бронсон превратился в известного голливудского актера, но отнюдь не звезду.

Бронсон на съемках вестерна "Грохот барабанов" (1961)
Бронсон на съемках вестерна "Грохот барабанов" (1961)

Он стал постоянным участником крупнобюджетных проектов, где требовался крутой парень, но чаще всего ему доставались второстепенные и даже эпизодические роли:

в вестерне «Грохот барабанов» (1961);

"Кид Галлахад": Бронсон с Э.Пресли
"Кид Галлахад": Бронсон с Э.Пресли

в музыкальной картине с Элвисом Пресли «Кид Галлахад» (1962);

в комедийном вестерне «Четверо из Техаса» (1963), где солировали Фрэнк Синатра и Дин Мартин, а Бронсону досталась роль «пятого» (к тому же злодея);

в «семейной драме» «Кулик» (1965) с Ричардом Бартоном и Элизабет Тейлор он сыграл третьего лишнего;

в драме «На слом!» (1966) с Натали Вуд и Робертом Редфордом – вновь практически ту же самую роль «третьего»!

Бронсон с неузнаваемым Юлом Бриннером в фильме "Вилья в седле"
Бронсон с неузнаваемым Юлом Бриннером в фильме "Вилья в седле"

В 1968 году на экраны вышли 2 вестерна с Бронсоном: «Битва в Сан-Себастьяне» и «Вилья в седле».

В первом солировал Энтони Куинн, а Чарльзу досталась второстепенная отрицательная роль – злобного метиса, который строил козни главному герою.

Во втором вестерне в качестве главных действующих лиц засветились две тогдашних звезды - Юл Бриннер и Роберт Митчум, а Бронсон вновь получил роль скорее отрицательную, чем положительную – кровожадного сподвижника Вильи, который любил расстреливать пленных.

"Властелин мира" (1961)
"Властелин мира" (1961)

Были у Бронсона в этот период и главные роли, но вряд ли много зрителей оценили его появление в малобюджетной сказке по роману Жюля Верна «Властелин мира» (1961), фильме о летчиках-испытателях «Х-15» (1961) и вестерне «Дьявольские стрелки» (1964).

В 60-е Бронсон принял участие в нескольких громких проектах на тему Второй мировой, но всегда в большой мужской компании:

в наивном фильме о побеге из немецкого профилактория для пленных летчиков «Большой побег» (1963), в американском варианте военных опупей Юрия Озерова - «Битве за выступ» («Битве в Арденнах» (1965) и сверхпопулярной «Грязной дюжине» (1967).

"Битва в Арденнах" (с Генри Фонда)
"Битва в Арденнах" (с Генри Фонда)

Во всех этих картинах роли Бронсона были заметными, но не главными. В «Большом побеге» солировали великолепный Стив Маккуин и англичанин Ричард Аттенборо, «Битве в Арденнах» - Генри Фонда и военная техника, в «Грязной дюжине» - Ли Марвин.

Бронсон затерялся среди своих коллег в "Грязной дюжине" (он - шестой справа, рядом с двухметровым гигантом)
Бронсон затерялся среди своих коллег в "Грязной дюжине" (он - шестой справа, рядом с двухметровым гигантом)

Во время триумфального шествия «Грязной дюжины» по экранам всего цивилизованного мира Чарльзу стукнуло 46 лет. Он более 15 лет снимался в кино, приобрел неплохую репутацию в качестве актера «мужских фильмов», но так и не смог стать звездой.

Из тех парней, которые начинали в 50-е, ярко светили на голливудском небосклоне Юл Бриннер и Стив Маккуин, сумел стать звездой после «Грязной дюжины» Ли Марвин, был на пороге всемирной славы Клинт Иствуд, а Бронсон застрял в амплуа крутого парня, который хорошо выглядит рядом с главными героями, но сам вытянуть фильм не в состоянии. Его карьера оказалась в тупике….

И тогда Бронсон сделал ход конем – он отправился гастарбайтером в Европу.

Для тех лет длительные актерские командировки в Европу не были в диковинку. Начиная с конца 50-х годов, американские актеры достаточно часто снимались вахтовым методом в европейских фильмах – особенно в итальянской кинопродукции (Б.Ланкастер, К.Дуглас, Э.Куинн, С.Ривз, В.Мэтьюр).

Три американца в итальянском вестерне С.Леоне "Хороший, плохой, злой" (1966)
Три американца в итальянском вестерне С.Леоне "Хороший, плохой, злой" (1966)

Но приезжали они в Европу не за славой, а за деньгами. Лишь незадолго до поездки Бронсона во Францию ситуация изменилась: телевизионный актер Клинт Иствуд снялся в трех итальянских вестернах Серджо Леоне, которые не просто сделали его звездой в Европе, но и позволили стать одним из самых высокооплачиваемых актеров Фабрики грез!

Нельзя не отметить, что на месте Иствуда мог оказаться и сам Чарльз. В свое время Леоне звал его сыграть роль «человека без имени» в своем первом вестерне – «За пригоршню долларов», а затем и во втором – «На несколько долларов больше».

Да и в «Хорошем, плохом, злом» Бронсон всерьез рассматривался как кандидат на главную роль, но он в то время работал над «Грязной дюжиной» и приехать к Леоне не смог.

С.Леоне, Ч.Бронсон и великолепная Клаудия Кардинале на съемках "Однажды на Диком Западе" (1968)
С.Леоне, Ч.Бронсон и великолепная Клаудия Кардинале на съемках "Однажды на Диком Западе" (1968)

Вояж Бронсона в Европу в итоге оказался столь же удачным, что и в случае Иствуда.

Именно работа во Франции и Италии в течение нескольких лет сделала из него звезду кино. Бронсон в интервью Р.Эберту (1974) сказал об этом так: «Один из парадоксов в том, что я совершил прорыв в фильмах, снятых в Европе, которые японцы считали американскими, а американцы иностранными».

кадр из фильма  «Прощай, друг!»
кадр из фильма «Прощай, друг!»

Первым европейским фильмом Чарльза стал французский детектив «Прощай, друг!» (1968) с Аленом Делоном.

Европейские продюсеры искали партнера для Делона и связались с Бронсоном, когда он снимался в коммунистической агитке «Вилья в седле». Чарльз дал согласие сыграть в паре с французской звездой и не прогадал.

Дуэт брутального мужчины и неотразимого красавчика в запутанном детективе сделал неплохие кассовые сборы в Европе (во Франции он привлек в кинотеатры 2,6 млн зрителей и занял 10-е место в прокате 1968 года).

финальная дуэль в «Однажды на Диком Западе»
финальная дуэль в «Однажды на Диком Западе»

Но настоящий успех ждал Чарльза в его следующем европейском фильме. Пути-дороги Бронсона и Серджо Леоне наконец-то пересеклись – в результате Бронсон стал загадочным мстителем с гармоникой в лучшем вестерне всех времен и народов «Однажды на Диком Западе».

После «Хорошего, плохого, злого» было трудно вообразить, что в жанре вестерна можно сделать что-то еще более грандиозное, но итальянский режиссер превзошел сам себя, сняв в декорациях Дикого Запада эпос о добре и зле, жизни и смерти. На этот раз на просторах Дикого Запада переплелись три судьбы: Добра, Зла и Женщины. Бронсон сыграл Добро, Генри Фонда – Зло, а за их сражением под мелодию Смерти заинтересованно наблюдала Клаудия Кардинале.

исполнители главных ролей и режиссер С.Леоне
исполнители главных ролей и режиссер С.Леоне

«Однажды на Диком Западе» произвел фурор в Европе. Во Франции фильм занял в прокате 1969 года 1-е место с фантастическим показателем 14,8 млн зрителей (это и сегодня 5-й результат за всю историю французского проката и 2-е место на тот момент!).

В Западной Германии в кинотеатры пришли 13 млн человек (1-е место в 1969-м году и 6-е место за всю историю!), и лишь на родине Леоне результаты этого вестерна оказались далеки от рекордных.

В Америке фильм прошел хуже, чем в Европе: суммарные сборы составили 5,3 млн долларов (в 1969 году всего 2 млн). Во многом это произошло из-за сокращения фильма продюсерами на 20 минут и неприятия американскими зрителями Генри Фонды в роли убийцы.

Бронсон с Марлен Жобер в «Пассажир, приехавший в дождь»
Бронсон с Марлен Жобер в «Пассажир, приехавший в дождь»

Великолепный французский фильм по сценарию Себастьяна Жапризо «Пассажир, приехавший в дождь» еще больше упрочил репутацию и известность Бронсона.

Это отличный образец психологического детектива, в котором убийца известен с самого начала, но до последних минут непонятно, чем все закончится. Фильм был по достоинству оценен французскими зрителями: в прокате 1970 года картина заняла 3-е место (4,76 млн зрителей), и обошла даже хит «Борсалино» с Бельмондо и Делоном.

"Город насилия"
"Город насилия"

В 1970 году на экраны Европы вышли еще несколько картин с Бронсоном в главной роли: «Лола», «Город насилия», «Холодный пот», «Ты не сможешь победить их всех».

Ни один из этих фильмов не стал кассовым хитом – как «Пассажир», но все кроме «Лолы» собрали хорошую кассу в европейском прокате.

кадр из боевика "Холодный пот"
кадр из боевика "Холодный пот"

Из этих работ Бронсона отмечу «Холодный пот» британца Теренса Янга (режиссера 3-х фильмов «бондианы»), который вышел на экраны в самом конце 1970 года. Это качественный образец триллера тех лет, в котором героя Бронсона настигает его преступное прошлое.

1970 год продемонстрировал, что Бронсон стал большой европейской кинозвездой. Во всех картинах у него были главные роли, и само по себе присутствие Чарльза в фильме практически гарантировало, что он соберет приличную кассу в основных европейских странах, даже если кино получилось не слишком удачным.

с Тоширо Мифуне в "Красном солнце"
с Тоширо Мифуне в "Красном солнце"

Следующая картина в его фильмографии – вестерн «Красное солнце» (1971) была вновь снята Теренсом Янгом. История о вражде-дружбе американского бандита (Бронсон) и японского самурая (Тоширо Мифуне) снималась в Испании в первой половине 1971 года.

Через 3 года после первой встречи Чарльз вновь пересекся на съемочной площадке с Аленом Делоном, но здесь их роли поменялись. В «Прощай, друг» Бронсон ассистировал Делону, а здесь Ален сыграл роль второго плана – он перевоплотился в негодяя Гоша, который противостоит двум главным героям.

-17

«Красное солнце» - один из самых популярных фильмов Бронсона, который и сейчас смотрится здорово. В нем есть все ингредиенты успешного фильма: звездный состав, увлекательный сюжет с привлекательными героями и профессиональная постановка Теренса Янга.

В 1971 году «Солнце» оказалось одним из главных европейских блокбастеров: фильм посмотрели 7,3 млн зрителей в Италии (7-е место в прокате), 3,3 млн во Франции (8-е место), 2 млн. человек в Испании. Помимо Европы, вестерн был популярен и в Азии. В Японии Бронсон стал большой звездой как раз после «Солнца».

«Красное солнце» укрепило звездную репутацию актера в мире, но не в США. Европейские фильмы Чарльза выходили в прокат и в Америке, но ни один из них не произвел там фурор. Да и не все из них добирались до США сразу после премьеры в Европе: «Лола» оказалась в американских кинотеатрах в 1972-м, «Прощай, друг!» и «Город насилия» в 1973 году, а «Холодный пот» и вовсе в 1974-м.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: