Государственное устройство современной России было окончательно определено в конституции 1993 года, которую приняли на "всенародном" голосовании. Насколько это голосование можно считать всенародным?
Цветные события.
После распада СССР начало либерально-рыночных реформ было провозглашено правительством Гайдара в 1992 году. Был положен старт приватизации, которую представители Верховного Совета и Съезда народных депутатов считали незаконной и излишне быстрой.
Конфликт между исполнительной и законодательной властями развивался из-за разных взглядов на советское прошлое, проведение приватизации и функционал ветвей государственной власти.
Известно, что в конечном счет стороны радикализировались и конфликт перерос в вооруженное противостояние на улицах Москвы, которое завершилось выстрелами танков Таманской дивизии по Белому дому, где затаились депутаты проигравшего парламента. Ельцин одержал победу в политической борьбе с помощью силовых ресурсов (МВД и минобороны были на стороне президента).
Новая конституция.
Она требовалась президенту для того, чтобы ограничить радикально настроенный в отношении приватизации парламент.
- количество участников в голосовании — 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %)
- большинство — 32 937 630 (58,4 %) — проголосовали за принятие новой Конституции.
Даже по официальным данным выходит, что из всех возможных избирателей (106 170 835 — количество зарегистрированных избирателей на выборах в госдуму в декабре 1993 года) безусловно "за" высказались только 31% населения. Трудно было назвать конституцию 1993 "всенародной", которая, конечно, что очень важно, и декларировала следующее положение — основным источником власти является народ. Те же поправки в Конституцию 2020 года были куда более легитимными, чем референдум 1993 года.
Почему же конституция 1993 года получила такую слабую поддержку? Многие не решились голосовать в условиях той атмосферы — на глазах у российской и мировой общественности из танков был расстрелян демократически избранный парламент. В столицу ввели войска, чтобы подавить митинги протестующих, сторонников парламента.
Это был более чем четкий сигнал от исполнительной власти и лично президента — конституция должна быть принята для закрепления результатов политической борьбы. Думается, что в той ситуации иного исхода можно было не ожидать. К тому же, воспользовавшись доминированием в СМИ, сторонники президента искусно дискредитировали парламент путем показа наиболее радикальных вооруженных сторонников Съезда народных депутатов. В условиях силового и информационного давления результаты голосования де-факто были предопределены. Думается, что это не лучшая атмосфера для свободных демократических альтернативных выборов по поводу будущего страны.
Спасибо, что прочитали данную статью! Буду благодарен вам за подписку на канал! А вы голосовали в тот день?