Найти в Дзене

От меня уйдут клиенты если я подниму цену!

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал это страх. Причин для того, чтобы бояться брать деньги за работу, множество, начиная со знания средних цен на аналогичные услуги у других специалистов и заканчивая пресловутым «почему так дорого?» со стороны клиента. Рассказываем более подробно об этих причинах, а также о том, как не стесняться озвучивать стоимость своей работы.

Чтобы разобраться в сути проблемы, предлагаем рассмотреть ситуацию условной девушки-копирайтера по имени Анна. Она получила высшее образование, составила наглядное портфолио. Ее работы высоко оценивают не только подруги и родители, но также довольные клиенты, которые с радостью рекомендуют Анну своим друзьям. Однако девушка не решается увеличить стоимость своих услуг и всегда со страхом ждет того момента, когда придется озвучить заказчику цену: «У меня сразу появляется комок в горле, учащается дыхание, голос становится хриплым и неуверенным. Мне как будто стыдно брать деньги за работу, которую я выполняю».

В такие ситуации часто попадают люди с низкой самооценкой, которые не верят в свой профессионализм. Они думают, что обманывают заказчика. Возникает чувство стыда и неловкости за то, что приходится брать деньги за якобы некачественную работу. Предлагаем разобрать несколько страхов, из-за которых мы не верим в себя.

Страх оказаться плохим специалистом

Если вы только начинаете осваивать новую для себя профессиональную сферу, неудивительно, что в процессе работы возникают сомнения, касающиеся ваших знаний и навыков. Вы боитесь, что выполните задание не так, как просил заказчик, или столкнетесь с низким уровнем своей компетенции.

Страх отпугнуть клиента высокой ценой

Всегда есть опасение, что потенциальный заказчик, услышав цену на ваши услуги, решит найти другого, более дешевого исполнителя. Одно дело, если вы не испытываете недостатка в клиентах, но совсем другое, если каждый человек, обращающийся к вам за помощью, на вес золота. Во втором случае вы предпочтете озвучить низкий ценник, чтобы клиент точно не ушел и у вас получилось наработать портфолио.

Страх получить «больше, чем сможешь унести»

Этот страх связан с тем, что многие люди воспринимают деньги в качестве компенсации за скучное или не слишком приятное времяпрепровождение. А если они занимаются делом, которое им нравится и приносит удовольствие, то возникает закономерный вопрос: зачем за него брать деньги? Отсюда и неспособность озвучить конкретную стоимость своих услуг.

Страхи из детства

Многих из нас родители воспитали очень скромными. Конечно, мотивы у них были самые хорошие, однако никто не думал, как нам потом с этой скромностью выживать в мире «акул». В результате мы боимся заявлять о себе как о профессионалах, и, слыша похвалу, сразу пытаемся отнекиваться и говорить, что «мне помогали», «звезды так сошлись» и так далее. А когда окружающие пытаются вытеснить из нашей головы убеждение, что «Я — последняя буква в алфавите», мы испытываем неловкость и желание срочно поменять тему разговора. 

Отсюда возникают следующие проблемы: заниженная самооценка, комплекс самозванца, страх, что клиент откажется от заказа. Есть еще и любопытный феномен под названием «профессиональный мазохизм», когда человек сознательно соглашается на условия работы, в которых будет страдать. Конечно, здесь есть вторичная выгода: зато я помогаю людям, зато меня все любят и пр.

Как побороть страхи

У всех людей отношения с деньгами выстраиваются по-разному, но если вы боитесь называть стоимость своих услуг, то вероятно считаете, что «художник должен быть голодным» или «работать нужно в удовольствие». И все же, если вы завидуете своим коллегам, которые зарабатывают намного больше вас и при этом выполняют меньше обязанностей, значит, вы морально готовы победить свою неуверенность и двигаться дальше. На этом нелегком пути вам помогут несколько советов. 

Ищите то, что пугает

Этот шаг является первым и главным, а мы часто его пропускаем. Чувствуем, что боимся, нервничаем, но избегаем мыслей о корне проблемы, пытаемся убежать от тревоги. Вместо этого остановитесь и спросите себя: «Перед чем я испытываю страх?», а затем: «Что я буду делать, если клиент останется недоволен результатом моей работы?» И вот вы уже незаметно для себя перешли из состояния «боюсь» в поле «ищу способ решить проблему». А ждать, пока страх исчезнет, бессмысленно. Лучше понять, что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы продвинуться к желаемой цели.

Помните, что работа — это не только время

Многие привыкли воспринимать свою работу исключительно как потраченное время. Однако, кроме нескольких часов напряженного труда есть и еще кое-что: обучение, за которое вы платили, оборудование, в которое вы вложились, ежемесячные подписки, которые стоили не пять рублей. Подсчитайте, какое количество денег ушло на все это, и вы сможете сформировать нижний порог своей работы, чтобы хотя бы выйти в ноль.

Соотношение зарплаты и объема работы должно быть правильным

Согласны, вывести идеальное соотношение стоимости услуг и усилий, потраченных на выполнение задач, не так просто, как кажется на первый взгляд. Однако к решению этой задачи необходимо стремиться. Работа над несколькими заданиями, которая требует большого количества времени и сил, но при этом нормально не оплачивается, приводит лишь к профессиональному выгоранию. Вы не должны доводить себя до изнеможения и при этом едва сводить концы с концами. 

Выключите перфекциониста

Перфекционист стремится делать все идеально, однако такого результата добиться невозможно. Все равно останутся нюансы, которые будут не устраивать и «мозолить глаза». Кроме того, не стоит забывать, что в сутках всего 24 часа, а человек — это не машина, у него может быть бессонница, упадок сил или творческий кризис. И в этот момент он работает не так хорошо, как может. Результат — стыд, неудовлетворенность и разочарование в себе.

Чтобы справиться с этой проблемой, нужно ориентироваться на идеал, но не забывать про реальное положение вещей: учитывать свои возможности, ресурсы, количество часов в сутках. Также следует помнить, что между положениями «все» и «ничего» есть еще огромное количество точек. Научитесь правильно распределять время, извлекать опыт из ошибок, отказываться от неприоритетных задач и быть не идеальным. Тогда вы сможете испытать настоящее удовлетворение от работы.

Заменяйте негативные установки позитивными

Невозможно быть хорошим для всех. Если ваши условия и расценки не нравятся одному заказчику, это совсем не значит, что другой отнесется к ним так же. Поэтому не забывайте время от времени повторять себе: «я делаю так, как удобно мне», «я не обязан всем нравиться», «только я могу решать, что мне делать и когда». Здесь работает простая техника: берете любую установку, из-за которой не можете двигаться вперед, и переделываете ее на свой лад, чтобы почувствовать уверенность.