Удивительно, но сейчас сюжет картины Джозефа Райта «Две девочки, одевающие котёнка при свете свечи» воспринимается совершенно иначе, чем во времена, когда был создан.
И правда, сейчас сюжет этой жанровой картины покажется зрителю милым и игривым, тема детей, забавляющихся с животными, как со своими куклами – что может быть невинней?
Но в сети существует целое исследование на тем того, что данная картина в 18 веке считалась практически развратной. И вот почему.
Сам художник Джозеф Райт (известный как Райт из Дерби) родился в 1734 году и был одним из самых выдающихся британских живописцев XVIII столетия. Он был мастером драматического света, придавая своим картинам внутреннее сияние и неожиданные светотеневые нюансы.
Творчество Райта и вправду завораживает, вглядываться в пространство холста, чуть освещенного светом свечи можно бесконечно. Как и размышлять о его неоднозначных сюжетах, таких как «Две девочки, одевающие котёнка при свете».
Ученые почти уверены, что она связана идейным замыслом с другой картиной «Мальчики с мочевым пузырём», а еще, что картина содержит в себе множественные сексуальные подтексты и даже намекает на жизнеописание куртизанки Китти Фишер (в описании фигурирует название «Одевание мисс Китти»), а сама дама была очень известной и умерла незадолго до написание этих двух картин.
В целом, можно предположить, что зрители из 18 века умели быстро прочесть подтекст картины, а художник знал, какие элементы внести, чтобы все было очевидно, но не прямо.
Так исследователей смутило сразу несколько вещей: девочки одеты по-взрослому в слишком нарядных для домашнего вечера платьях, вместо того, чтобы готовиться ко сну, они затеяли сомнительные игры в темноте. Они раздели и бросили куколку, наряжают кота в ее одежды, щеки их раскраснелись, а в глазах горит огонек соприкосновения с чем-то недозволенным.
Кроме того, такой прямой взгляд в глаза взрослому в то время считался бесстыдством и непослушанием, на которое девочки идут сознательно, с дерзким вызовом.
Кто-то рассуждает о расцвете чувственности, кто-то о жестокости по отношению к животным, кто-то о совершенно немыслимых даже для современной аудитории вещей.
Сложно сказать, были ли эротические подтексты в картине (а они вполне могли быть, ведь открыто о таких темах тогда не говорилось), тем не менее «Две девочки, одевающие котёнка при свете» - это очень выразительное, высокохудожественное произведение искусства.