На АШ часто выходят статьи по частным вопросам импортозамещения, но картины в целом подобные статьи представить очевидно не могут.
Предлагаю к ознакомлению статью выпущенную РАН "ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И РЕЗЕРВЫ МОЩНОСТЕЙ"
Здесь информация дана в целом по машиностроению в части использования мощностей и импортозамещению.
Статью советую прочесть полностью, я же приведу заключение и пару таблиц.
Заключение. Встраивание российского бизнеса в глобальные цепочки добавленной стоимости оказалось столь плотным и органичным, что к середине 2010- х годов доля импорта в удовлетворении внутреннего спроса по многим важнейшим позициям приблизилась к 100%. Политическая воля, направленная на укрепление технологического суверенитета, фактически проявилась только в 2014 г. Радикально переломить ситуацию за пятилетие не удалось. Планы Минпромторга по сокращению доли импорта в гражданских отраслях на 2021-2024 гг. много скромнее и сдержаннее, чем планы первой волны, в ряде случаев они повторяют задания на 2020 г
Несколько основных таблиц
По тексту статьи есть некоторые полезные уточнения - кому интересно может найти в статье.
Единственное, касаемо последней таблицы стоит привести пару слов, советую прочитать под спойлером
Исчислить сводную меру выполнения плана 2015-2020 гг. не представляется воз-
можным в силу разной номенклатуры продукции в планах до 2020 г. и до 2024 г. Суще-
ствует помеха даже при оценке особенностей планов. Хотя, например, в первой волне
планов номенклатура продукции, данные о доле импорта в базовом 2014 г. и в плановом
2020 г. полностью сопоставимы, принципиальная трудность связана в данном слу-
чае с использованием в качестве обобщающих характеристик средних величин. При
сколько-нибудь значительном разбросе доли импорта по видам продукции интер-
претация самой по себе средней (среднеарифметической) оценки представляет серь-
езную трудность, не говоря уже о разных «весах» приведенных в планах агрегатов.
Например, с одной стороны, производство в сельскохозяйственном и лесном маши-
ностроении высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов (доля импорта
фактическая 67% в 2014 г. и плановая 36% в 2020 г.), с другой – буксовый подшип-
ник (70 и 0% соответственно). Что собой представляют средние фактические и пла-
новые величины по этим двум агрегатам?
Тем не менее, некоторые качественные характеристики планов вполне можно оце-
нить, имея в виду следующее соображение. Если среднее значение доли импорта в от-
расли составляет около 80% и более, это означает наличие в ней подавляющего числа
видов продукции с долей около 100%. Оказалось, что в десяти отраслях промышленно-
сти средняя оценка в базовом году составляет более 80%, еще в трех – около 70%. Иначе
говоря, к моменту планирования в удовлетворении внутреннего спроса отечественная
продукция (по рассмотренной номенклатуре) играла символическую роль.
Наибольшие амбиции в планах импортозамещения проявились в автомобиле-
строении и гражданском авиастроении. В этих отраслях предполагалось радикально
изменить структуру удовлетворения внутреннего спроса: практически от 100%
в 2014 г. за счет импорта до 100% в 2020 г. за счет отечественной продукции.
В остальных отраслях задания, хотя и не столь амбициозные, но весьма дерзкие.
Скажем, в судостроении – от 85,6 до 76,7% (100% – 23,3%) соответственно и т. д.
Особняком стоит фармацевтическая промышленность, где вообще не планировались
мероприятия по импортозамещению (в рамках рассмотренной номенклатуры).
Вторая волна планов до 2024 г. в этом смысле гораздо более сдержанная. За исключе-
нием гражданского авиастроения, фармацевтики прирост доли отечественной продукции
в удовлетворении внутреннего спроса с 2020 г. до 2024 г. достаточно скромный. Например,
в автомобильной промышленности – с 36,5 до 59,5%, в черной металлургии – с 49,5 до
66,2% и т.д. Для этого периода в духе времени разработаны планы в отрасли экологиче-
ского машиностроения, социально значимых отраслях промышленности, отрасли ком-
позитных материалов, отрасли обращения с отходами
Обращает внимание плохая согласованность (если она вообще есть) между планами по импортозамещению до 20 года и до 24, что автор и отмечает.
Так же особо интересно - в таблице по проценту использованных мощностей с 10 года никаких особых изменений нет. Это означает простую вещь - слова об импортозамещению были - дел не было.
Вклад машиностроения в ВВП - особый разговор. Возможно, в свете СВО мы всё таки доползли до 2000 года, но факт в том, что 20 лет этот показатель был меньше. Это на тему "кто сказал, что деиндустриализация была остановлена или даже преодолена?". Ничего подобного, конечно, нет и близко.
Деиндустриализация продолжалась и в нулевые также, а сейчас лишь планы по ее преодолению.
Так вот - а что это за результат такой? Что за модель экономики и вообще уклада, при которой вот такие показатели?
Описывается это кратко у Лаврова. "Западный трек".
Действительно, не буду цитировать присутствующих здесь авторов, но мы многое черпаем из анализа, который члены Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) осуществляют и предлагают вниманию общественности. Перу и мыслям членов СВОП принадлежат такие выводы и прогнозы, как «наступление точки перелома», констатация того, что «надежды и расчеты на интеграцию с Западом в качестве суверенной державы не оправдались». Понятно, что эти вещи сейчас ощущаем в практическом плане. Ясно, что западный «трек» в том виде, в каком он развивался до недавнего времени в нашей внешней политике, себя полностью исчерпал.
Это, конечно, прекрасно, что "западный трек" себя исчерпал, только понятно - нынешняя моделька должна была обслуживать этот путь на Запад.
Это можно даже представить - ныняшняя моделька это как прекрасный (для кого-то) автомобиль (а-ля бентли), который несется по прекрасной же дороге на Запад.
Автомобиль был собран для этого движения, комфортен и удобен, дорога хорошо асфальтирована, освещена.
И всё бы ничего, но вдруг оказалось, что асфальт кончился, а нам нужен не комфортный автомобиль, а танк.
Теперь несколько риторических вопросов:
1. Можно ли продолжать восхвалять модельку, которая обслуживала движение на Запад вот с такими как в таблицах результатами?
2. Сколько еще продолжатся попытки воевать на условном бентли?
Автор - Tr2xolod