Социальные сети интегрировались в нашу повседневную жизнь. Аккаунты, в том числе бизнес-профили в соцсетях, можно рассматривать, как актив, порой приносящий колоссальную прибыль. «Сфера» выяснила, что делать в случае смерти владельца канала или страницы, можно ли передать аккаунт по наследству и как составить такое завещание.
Термин «цифровое наследство» предполагает, что данные умершего, хранящиеся в интернете, наследники могут получить по аналогии с физическим имуществом. Однако законодательное регулирование этой области «хромает» даже в самых продвинутых странах.
«Первые попытки регулирования отношений наследования предприняты в США. В штате Коннектикут в 2005 году был принят первый акт, касающийся наследования аккаунтов. Провайдер, по этому акту, обязан предоставить доступ наследникам к данным электронной почты умершего лица. А в 2015 году законом штата Делавэр виртуальную собственность включили состав наследуемого имущества. При этом виртуальная собственность толкуется довольно широко», — рассказывает юрист, кандидат юридических наук, вице-президент IP CLUB Александра Ёрш.
Первая судебная практика в отношение наследования аккаунтов, несмотря на отсутствие законодательного регулирования, появилась в Германии. В споре родителей умершего подростка с Facebook* Верховный суд Германии поддержал родителей ребенка, удовлетворив их требования о разблокировке аккаунта покойной.
«Суд пришёл к выводу, что конфиденциальность данных умершего человека не будет нарушена, поскольку закон о защите данных распространяет свое действие только на живых людей. При этом переписка может быть приравнена к дневникам и письмам, которые, в соответствии с законодательством Германии, входят в состав наследства», — отмечает Александра Ёрш.
В России действующее законодательство практически не регулирует вопрос цифрового наследства.
По словам эксперта-юриста гражданской практики консалтинговой группы «Гебель и партнеры» Александра Жалнина, при возникновении подобных ситуаций применяются общие нормы ГК РФ, регулирующие порядок наследования. Однако из-за особой специфики цифровых активов на практике это порождает множество спорных и неоднозначных ситуаций.
В 2019 году была принята статья 141 ГК РФ, которая устанавливает понятие цифровых прав. Она во многом служит для регулирования отношений в сфере цифровой экономики и технологий, включая блокчейн технологии и криптовалюты, отмечает адвокат Виктор Дворовенко.
«Согласно ст. 141 ГК РФ, цифровые права — это права, которые могут быть реализованы исключительно с использованием информационных систем. Они являются объектом гражданских прав и могут быть признаны объектом обязательств по сделке в информационной системе если законом предусмотрена возможность использования такой информационной системы. Но проблема в том, что цифровые права и цифровое наследство — это разные понятия. Цифровое наследство включает в себя вопросы доступа и управления цифровыми аккаунтами и активами после смерти пользователя», — уточняет эксперт.
По мнению адвоката Татьяны Кархалевой, важно понимать, что «цифровое наследство» — это не только аккаунты в соцсетях, но и домены, которые адресуют сайты. По причине того, что сайт может содержать личную и коммерческую информацию и приносить немалый доход, наследникам бывает важно сохранить права на доменное имя, например, в силу его узнаваемости.
Эксперт отмечает, что действующее российское законодательство не признает домены имуществом, что формально делает невозможным их наследование, поскольку регистрация доменного имени происходит на основании договора оказания услуг.
Услуги в наследственную массу не входят (см. ч.1 ст.1112 и ст.128 ГК РФ). В соответствии с ГК РФ может произойти лишь смена стороны в договоре. Согласно ч.2 ст.418 ГК РФ обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора. В случае регистрации доменного имени корректно считать, что регистрация предназначена лично для администратора доменного имени (т.е. кредитора).
«Практика Европейского Суда по правам человека исходит из того, что доменное имя относится к имуществу и, следовательно, может быть частью наследства. Так регистраторы доменных имен периодически сталкиваются с просьбами наследников о передаче им доменного имени, однако при этом нет единого правила, что делать. Регистратор может предусмотреть свои процедуры. Каждый вопрос рассматривается индивидуально, и в моей практике были случае передачи доменного имени наследникам умершего администратора», — отмечает Татьяна Кархалева.
Как получить доступ к «мертвым» аккаунтам и оформить «цифровое наследство» читайте в продолжении статьи на портале "Сфера".