Найти тему

Зачем торговать углеродными выхлопами? Странная, но эффективная мера борьбы за экологию в XXI веке

Оглавление

Углеродные рынки стали жизненно важным инструментом, позволяющим заставить страны с большой эмиссией платить, вознаграждая тех, кто имеет низкий углеродный след.

Углеродные рынки являются ключевым инструментом, помогающим сократить выбросы в экономике, эффективно регулируя цену загрязнений. Всё это может обретать разные формы: от обязательной торговли «углеродными разрешениями» до добровольных проектов, которые могут помочь сократить выбросы для получения «углеродной компенсации».

Как работает торговля выбросами углерода?

В системе торговли выбросами, созданной правительством или несколькими правительствами, основные источники выбросов, такие как фабрики, владельцы электростанций, должны каждый год сопоставлять свои годовые выбросы с «допусками», которые можно покупать и продавать, как и любой другой товар.

На рынке торгуется лишь ограниченное количество квот, поэтому сверхзагрязнителям приходится платить высокую цену, чтобы купить достаточно квот для покрытия своих выбросов. А вот те, кто сократил эмиссию, могут зарабатывать деньги, продавая свои квоты более грязным конкурентам.

Таким образом, создаётся «рыночный» стимул для загрязнителей принимать меры по борьбе с изменением климата. В конце каждого года загрязнителей можно попросить доказать, что они приобрели достаточно квот для покрытия своих годовых выбросов.

Но это ещё не всё! Убедившись, что компании уложились в лимит, правительство уменьшит количество разрешений на рынке, чтобы стимулировать дальнейшее сокращение выбросов углерода. А сами разрешения вырастут в цене.

В каких странах уже налажена торговля выбросами углерода?

В 2005 году Европейский союз запустил первую в мире крупномасштабную схему торговли квотами на выбросы и сделал её краеугольным камнем своей климатической политики.

Но спад экономической активности после финансового кризиса 2008 года на практике означал, что на рынке оказалось большее количество квот, чем рынок мог использовать; это привело к очень низкой цене на углерод в течение многих лет. После ряда реформ рынок достиг рекордных высот и продолжает расти по мере восстановления экономики после пандемии.

В Великобритании Brexit потребовал от Британии выработать свою собственную версию углеродного рынка ЕС, которая вступила в силу 1 января 2021 года.

Первоначально он будет охватывать внутренние авиарейсы рейсы, производство электроэнергии и отрасли промышленности, которые потребляют много энергии, но ожидается, что в будущем эта схема будет расширена.

Самый крупный в мире рынок квот на выбросы действует в Китае; он покрывает 40% его выбросов (что эквивалентно 12% от общемирового объёма).

Цель при этом весьма амбициозная: к 2060 году сделать страну углеродно-нейтральной. Для достижения этой задачи установлен плавно понижающийся барьер: количество квот на рынке будет сокращаться на 2-3% ежегодно.

Существуют и другие схемы углеродного рынка — действующие или разрабатываемые — в Канаде, Китае, Японии, Новой Зеландии, Южной Корее, Швейцарии и США.

Совокупная стоимость мировых углеродных рынков выросла на 20% за прошлый год, достигнув внушительной суммы в 272 млрд долларов, что в пять раз больше, чем в 2017 году.

Может ли торговля выбросами углерода работать на международном уровне?

Идея рынка международной торговли выбросами закреплена положениями статьи 6 Парижского соглашения по климату; всё это может эмиссию углекислоты в глобальном измерении.

Институт мировых ресурсов предполагает, что международный углеродный рынок может работать так: страны, которые изо всех сил пытаются достичь своих целей по сокращению выбросов, могут покупать квоты выбросов у других стран, которые уже сократили свои выбросы больше, чем они обещали, например, путем перехода на возобновляемые источники энергии.

Если правила будут написаны как полагается и отсекут всевозможные хитрости, результат может быть беспроигрышным для всех участников; обе стороны выполняют свои обязательства в отношении климата, «отличник» получает финансовое вознаграждение за то, что добился значимых успехов, а мир станет на шаг ближе к тому, чтобы предотвратить катастрофическое изменение климата.

Тем не менее, если правила будут недостаточно жёсткими, есть вероятность, что схема может увеличить глобальные выбросы, позволив странам вести «двойной учет» своих усилий по сокращению выбросов углерода или получать таким образом кредиты на низкоуглеродные проекты.

А как насчет углеродных компенсационных схем?

Статья 6 в теории может помочь избежать многих ловушек схем компенсации выбросов углерода; она позволяет действовать куда более решительно.

Типичная схема компенсации выбросов углерода вовлекает загрязнителя — крупную транснациональную компанию или даже частное лицо — в процесс посадки деревьев в районе, пострадавшем от обезлесения, для увеличения естественного поглощения углерода.

Вклад при этом будет пропорционален выбросам его предприятия и должен будет предусмотреть высадку достаточного для сведения ущерба к нулю количества зелёных насаждений.

От индивида трудно ждать значимого вклада, но крупные загрязнители, такие как нефтяные компании и авиакомпании, которые планируют использовать компенсацию выбросов углерода для достижения своих корпоративных целей в области климата, поспособствуют значительным инвестициям в схемы компенсационного озеленения.

А схема с компенсацией действительно работает?

Трудность заключается в том, что лишь немногие схемы должным образом регулируются; поэтому возможностей подтвердить, что они вносят значимый вклад в сокращение выбросов, недостаточно. При этом циркулируют достаточно устойчивые слухи о том, что система изобилует нарушениями и коррупциогенными лакунами.

Например, существуют достаточно широкие возможности манипулирования при определении ущерба: на выходе это обернётся недостаточной компенсацией.

Однако отказываться на этом основании от потенциально перспективной схемы не следует, ведь деньги от углеродных компенсаций могут обеспечить жизненно важную финансовую поддержку для проектов, направленных на защиту и восстановление экосистем, находящихся под угрозой исчезновения, по всему миру.

Именно поэтому необходимы более жесткие новые правила, которые позволят увеличить роль компенсационных схем в борьбе с изменением климата.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Что люди, населяющие Европу, ели 100 тысяч лет назад? Вы удивитесь

10 беднейших стран Земли: почему они не могут выбраться из нищеты?

Почему пенсионный возраст во Франции такой низкий?