Найти тему
Версия

«Монополии Китая не будет»

Представитель компании, которая 20 лет назад стала пионером на рынке электронной коммерции в России, рассказал «Нашей Версии» о путях параллельного импорта и бенефициарах ухода западных брендов. По мнению Владимира Веселова, возможное «закрытие» Казахстана погоды не сделает. Наибольшую выгоду от всего этого получат китайские марки, локализовавшие производство в России, но не только они.

   «Монополии Китая не будет»
«Монополии Китая не будет»

–До сих пор на витринах можно увидеть продукцию ушедших из России компаний Bosch, Apple, Samsung. Это параллельный импорт или старые запасы?

– Нет, старых запасов нет. По ходовым позициям их точно не хватило бы на полтора года работы. Все западные бренды на витринах – результат параллельного импорта.

– Может ли он полностью заместить объёмы техники, которые продавали ушедшие компании?

– С большим трудом, поскольку здесь мы сталкиваемся не только с волатильностью валютных курсов и сложной логистикой из-за санкций. Продукция, которая поступает по параллельному импорту, не всегда адаптирована для России, часто наблюдается отсутствие сервиса и регулярной поставки запчастей. С другой стороны, потребительский спрос на ушедшие бренды значительно изменился. В основном это обусловлено ростом розничной цены. Падение продаж, если сравнивать равнозначные периоды, по таким известным брендам, как Bosch, Electrolux, Miele, Samsung, Dyson и прочие, дошло до 90%, что говорит о потере интереса к этой продукции.

– Но кто-то её всё равно покупает. Не становится ли она «одноразовой»? Кто будет ремонтировать такую технику?

– Послепродажное обслуживание товара по параллельному импорту есть в любом случае, эта проблема ложится на продавца, который должен выполнить закон и удовлетворить требования клиента. Мы с нашим поставщиком определяем, как это работает – либо через компенсации, либо через гарантию на определённые сервисные центры. Понятно, что и это сказывается на конечной цене для потребителя.

– Что происходит с заменой ушедших брендов? Не придётся ли россиянам ночами стоять в очередях за пылесосами?

– Никакого дефицита сейчас быть не может. Понятно, что ушедшие бренды были самыми известными, но всё же наибольшая часть бытовой техники, которая продавалась у нас и раньше, производилась в Китае, России и Турции. Бренды, которые остались на полках без ограничений ассортимента и не поддержавшие санкции, стали в 2 раза дешевле параллельного импорта. При сопоставимом качестве и надёжности клиент «голосует рублём». В 2022 году мы видели, как один из крупнейших в мире китайских производителей Haier вышел в России на первые места по объёму продаж в большинстве категорий, в которых он представлен. Локализация производства сыграла здесь решающую роль. Холодильники, стиральные машины и много другой техники Haier производят на заводах в России, отсюда и более гибкий подход к ценообразованию. Они не стали резко повышать цены на фоне ухода конкурентов, а начали методично расширять свою долю на рынке.

– Стоит ли в этом году ждать существенного роста цен на бытовую технику оставшихся в России брендов?

– Резкого роста мы не ожидаем, но поскольку есть тенденция к постепенному повышению валютных курсов, вероятно, что цены могут подняться процентов на пять. Если, конечно, не будет резкого скачка курса с последующей паникой, как это было в феврале 2022 года. На локализованные производства курсы тоже оказывают влияние, поскольку расчёты за комплектующие проводятся в валюте. Китайский юань, как мы помним, жёстко привязан к доллару.

– Есть ощущение, что в России по-прежнему не доверяют китайской технике, считая её ненадёжной и недолговечной…

– Когда-то давно такое отношение, наверное, было справедливым, но теперь это устаревший взгляд. Многие китайские производители много лет выпускали продукцию по заказу того же Bosch, Hansa, Electrolux, Zanussi, и все были довольны. По факту многие клиенты просто не знают, что большинство продуктов отличается только шильдиком или внешним видом, а по факту это одно и то же с одного завода, пусть и китайского. Мы видим, что опасений, связанных с низким качеством китайских товаров, у клиентов нет.

– Не получится ли так, что после ухода западных и корейских брендов китайский Haier станет монополистом на рынке бытовой техники в России?

– Монополизма не получится, потому что сразу несколько крупных игроков попытаются воспользоваться ситуацией. Наряду с Haier укрепляет свои позиции турецкий Arcelik (в России представлен брендами Beko, Hotpoint, Indesit, Grundig), имеющий полный цикл производства в Липецке и Киржаче по стиральным машинам и холодильникам, а также китайский Hisense (представлен брендами Hisense, Gorenje, Asko, Toshiba), который на сегодня не имеет локализации производства в бытовой технике, но активно присматривается к заводам ушедших или приостановивших деятельность брендов. И Haier, и Arcelik воспользовались ситуацией в 2022 году и нарастили свои доли на рынке, в крупных категориях товаров и стали № 1 и № 2. По сути, они стали бенефициарами всей этой ситуации.

– Хватит ли у них производственных мощностей, чтобы и дальше продолжать в том же духе? И стоит ли России ожидать дополнительных инвестиций со стороны китайских и турецких брендов бытовой техники?

– Заводы Haier, расположенные в Набережных Челнах, имеют ресурс для производства бытовой техники, исчисляемый миллионами штук в год, Arcelik после приобретения завода покинувшей РФ Whirlpool Group имеет ещё большие мощности, нежели Haier. Инвестиции идут не только в части производства. Большинство брендов на сегодня смотрит в сторону развития собственной фирменной розницы, где клиент получает не только возможность купить всё в одном месте, но и определённые преференции, касающиеся постпродажного сервиса, доставки, установки и пр. Например, HOLODILNIK.RU является основным оператором фирменных магазинов Haier в России. Под нашим управлением до конца 2023 года ожидается открытие ­около 45 магазинов по всей стране.

– Недавно о запуске собственных брендов техники объявил и маркетплейс Wildberries. «Яндекс» и «Сбер» продают свои телевизоры и «умные» колонки. Компания планирует конкурировать с ними на этом поприще?

– Мы стараемся не отставать от тенденций рынка. Два года назад в парт­нёрстве с представительством Zugel разработали довольно широкий ассортимент бытовой техники – холодильники, посудомоечные и стиральные машины, духовки, плиты и т.д. – и стали первым дистрибьютором этого бренда в России. К концу 2021 года продукция начала поступать на склады, в 2022 году бренд показал неплохие результаты: продажи только в собственных каналах приблизились к четверти миллиарда рублей при минимальном маркетинговом бюджете.

– Техника Zugel производится в России?

– Для производства продукции Zugel используются заводы, расположенные как в России, так и в Китае и Турции.

– Вернёмся к параллельному импорту. Казахстан – важный канал поставок. Что будет, если он перестанет действовать из-за давления на Астану её западных партнёров?

– Параллельный импорт идёт не только из Казахстана. Да, с ним удобно работать, поскольку страна входит в ЕАЭС, но эксклюзивности в параллельном импорте у него никогда не было.

– Через какие ещё страны везут бытовую технику в Россию?

– Через Турцию и, кстати, Европу. На удивление, очень много техники идёт из Польши. Тут такая ситуация… Параллельный импорт через эти страны у нас уже был. В конце 2000-х рынок начал резко «обеляться», в России появились нормальные представительства западных брендов. Параллельные схемы перестали приносить доход в прежних объёмах, про них подзабыли. А в прошлом году все подняли свои старые контакты и из той же самой Европы начали эту технику возить. Это же бизнес – если можно заработать, заработают и поляки, и остальные. Так что здесь турки даже не лидируют, они дороговаты по логистике. Да, путь через Польшу могут закрыть. Но сейчас тот спрос, который остался на западные бренды – на Bosch, на Electrolux, – он удовлетворяется. Только на каждом этапе происходит наценка, и товар становится просто неразумно дорогим. Когда они захотят вернуться, рынок будет уже поделён между другими производителями и места им может не найтись.

Справка

HOLODILNIK.RU – российский интернет-магазин, специализирующийся на продаже электроники и бытовой техники отечественного и зарубежного производства. Проект является пионером российского рынка электронной коммерции. По данным Data Insight, компания входит в ТОП-10 игроков онлайн-рынка бытовой техники в РФ.