Пилотный проект по реформе высшего образования актуализирует дискуссии по ключевым направлениям трансформации образовательной архитектуры. Эти вопросы обсуждались на конференции «Архитектура университетского образования» в Санкт-Петербурге.
Одна из ключевых дискуссий конференции — «Будущее высшего образования: возможные сценарии и модели». Елена Суханова, заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ, рассказала о том, какие вопросы обсуждали эксперты на этой встрече.
В дискуссии участвовали представители Рособрнадзора и Национального агентства развития квалификаций, а также коллеги из вузов. Конечно, самая горячая тема — ситуация структурного изменения в системе и связанный с ней вопрос, на что делать ставку.
Для меня тема будущего высшей школы тесно пересекается с новой ролью университетов. Вузам сейчас приходится удерживать четыре сложнейших задачи: и образование, и подготовку кадров, и научные исследования, и работу в регионах. Я думаю, что мы обсуждаем не столько новую роль, сколько возвращаемся на новом витке к исконной миссии университета — становлению человека и гражданина.
Вузы — базовые акторы, отвечающие за развитие личности. В контексте этой их роли обсуждался актуальный запрос к высшему образованию. Результаты исследования в нашем проекте УНИКО демонстрируют, какое содержание и организацию образовательного процесса хотят видеть преподаватели, студенты, выпускники и родители.
Например,четко виден запрос на микроквалификации, получение дополнительных квалификаций в процессе обучения. В качестве образовательного контента должны быть профессиональные задачи, которые бы ставили работодатели. Проектные форматы обучения становятся все актуальнее. Понимание этих запросов позволит более полноценно раскрыть задачи, стоящие перед пилотными университетами, которые с 1 сентября 2023 года начнут реализовывать образовательные программы по-другому.
Представляя пилотные программы Томского государственного университета, я акцентировала внимание на том, что важны не столько сроки обучения, сколько содержание и результаты образования. В нашем эксперименте мы делаем ставку на образовательные программы, которые максимально отвечают региональному рынку труда и помогают решать задачу технологического суверенитета.
Но выделяя несколько программ в качестве пилотных, мы понимаем, что нам надо включать и сквозные экспериментальные линии, связанные с включением работодателей в образовательный процесс, с изменением системы оценки качества и трансформацией образовательной среды университета в целом.
Образование по-другому -> @newwayofedu
Будущее высшего образования — в развитии личности
5 июня 20235 июн 2023
1
2 мин