Мало, кто знает, что в каталоге «Знаменитые артисты иммиграции» присутствует единственный певец из России Анатолий Могилевский. Любители эстрадной музыки старшего поколения помнят его по ансамблю «Самоцветы», где он и его жена работали солистами. Интересно, что песня «Три месяца лето» Валерия Ободзинского впервые была исполнена именно Анатолием Могилевским.
Детство. Путь к музыке
Будущий «Золотой голос русской эмиграции» родился 31.10 1943 г. в Монголии в военном городке. Мама мальчика Мария была фармацевтом, а папа работал в Торговой палате и занимался снабжением СА. Семья Анатолия Могилевского держалась на маме. Отец был занят на работе, обеспечивал поставки, устраивал банкеты для представителей, что очень не нравилось жене. Через год родители развелись, и мама с сыном уехала в Москву, а потом - в Ригу.
Вспоминая свое детство, Анатолий говорил: «Рига в те годы была Вавилоном. Вокруг жили люди многих национальностей и говорили на разных языках».
Бабушка изъяснялась на идише, соседи на латышском, а отчим мальчика был шведом.
Ребенок говорил на смеси всех этих языков и его никто, кроме мамы не понимал.
В детском саду дети общались на латышском языке, и маленький Толя быстро его освоил. Помог природный абсолютный слух.
По национальности Анатолий Могилевский был евреем, поэтому идиш как-то «сам выучился», как говорил певец. По-русски он тогда не говорил совсем, но к школьному возрасту освоил язык и пошел в русскую школу.
Тяга к музыке привела его в 1959 г. в Рижское музыкальное училище на хоровое отделение. В 1964 году студент успешно прошел прослушивание в Рижский оркестр «Комбо» и начал работу в ресторане «Лидо» (Юрмала).
Учиться стало некогда, и за пропуски он был отчислен из училища.
В те годы Могилевский исполнял только зарубежные песни и не знал ни одной русской композиции.
Сам он отмечал: «В Риге тех лет был доступен эфир западных групп, итальянских хитов. Можно было копировать и исполнять в клубах и ресторанах».
Большая сцена
В 1967 году в Ригу приехал с гастролями оркестр Юрия Саульского «ВИО-66». Мэтр заметил молодого певца и пригласил его в Москву. Для прослушивания Анатолий выучил свою первую русскую песню «Моряк вразвалочку сошел на берег» и был принят.
У Саульского Могилевский проработал 4 года, потом в 1971 году перешел в «Поющие сердца», где продержался год.
Он отмечал: «Мы ездили по деревням от Калужской филармонии. Работать было очень сложно, зато петь можно было все».
Солист ансамбля Игорь Офицеров рассказывал, что у них было понятие «уровень Могилевского», когда тот требовал «вывернуть динамики до упора», чтобы звучало, как «фирма».
Когда поступило предложение от Олега Лундстрема, певец, не задумываясь, согласился выступать в его оркестре.
В 1972 году Вячеслав Добрынин уговорил его перейти в набирающие популярность «Самоцветы».
Америка
В «Самоцветах» певец проработал до 1975 года, потом из-за конфликта с Юрием Маликовым оставил ансамбль и решил переехать в Америку. В 1978 г. он приехал в Нью-Йорк.
Чтобы прокормить семью, работал таксистом. «Для раскрутки» в 1981 г. он сумел выпустить дебютный альбом «Васильковая канва» по стихам А. Днепрова.
Это был полный провал. Анатолий говорит, что почти все 1500 экземпляров до сих пор хранятся у него дома.
С приездом Михаила Шуфутинского и Любови Успенской появились совместные проекты, где Михаил был и аранжировщиком и клавишником, и продюсером.
С 1984 г. по 2000 г. у Могилевского вышло более 10 альбомов. Его узнали, «на него» стали ходить. Певец создал свою группу Amadeus Band, в состав которой вошли известнейшие американские музыканты.
30 лет эмиграции сделали Могилевского настоящим американцем, он считает себя патриотом своей новой Родины.
Его голос считают уникальным, а один из коллег сказал, что Толя самый высокооплачиваемый певец эмиграции.
Личная жизнь
Певец был женат два раза. О «рижском» раннем и коротком браке и первой жене Анатолия Могилевского известно лишь то, что живет она в Риге, как и взрослая дочь певца.
Лишь на 77 году жизни певец приоткрыл завесу в передаче «Привет, Андрей!» и показал свое жилье во Флориде.
Уютный дом с гаражом и бассейном окружен пальмами и другими экзотическими растениями.
Певец оборудовал студию, где он пишет музыку и работает над песнями. На стенах висят старинные полотна. Всем этим руководит жена Анатолия Могилевского Наталья. Здесь она получила медицинское образование и успешно работает по специальности.
Унаследовали ли дети Могилевского его талант, пока неясно. Известно только, что сын Андрей, родившийся у пары в Америке, пишет прозу и сочиняет музыку.
«Золотой голос русской эмиграции» жив, здоров, ходит в тренажерный зал, пишет песни и собирается в Россию…
Оригинал тут