Найти тему

Уберегли мирных жителей. Последние 30 секунд экипажа

Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников

6 апреля 1966 года экипажу лётчиков Группы советских войск в Германии Борису Капустину (командиру) и Юрию Янову (штурману) предстояло совершить плановый полёт: перегнать реактивный Як-28 с аэродрома Финов на другой советский аэродром под Цербстом. Время полёта должно было составить 40 минут. Маршрут пролегал над многими населёнными пунктами, в том числе, над Берлином.

Поначалу всё шло в штатном режиме, но на высоте шесть тысяч метров у самолёта перестал работать двигатель. Спустя короткий промежуток времени, на высоте четыре тысячи метров, отказал второй.

Самолёт начал быстро терять высоту и вошёл в облака. Экипаж попытался запустить двигатели, не получилось. Можно было катапультироваться, но внизу был Берлин. Упади на него полностью заправленный самолёт, погибли бы десятки, а то и сотни мирных жителей. Командир приказал прыгать штурману, но тот отказался. Янов знал, что сброс общего для обоих лётчиков фонаря кабины ухудшит аэродинамику машины и это скажется на управлении. Когда самолёт вышел из облаков, под ним простирались жилые кварталы.

Командир свернул в сторону показавшегося неподалёку зелёного оазиса среди строений, приняв его за парк. Но оказалось, что это кладбище, на котором были люди. И вдруг впереди мелькнула водная гладь. Это было озеро Штёссензее, до которого можно было ещё дотянуть и попытаться сесть на поверхность. «Прыгай!» в очередной раз скомандовал Капустин штурману, но тот вновь отказался.

Приблизившись на огромной скорости к озеру, командир понял, что самолёт несётся прямо на переполненную автомобилями дамбу. Невероятными усилиями Капустин дёрнул на себя штурвал и заставил машину сделать «горку». Як-28 пронёсся в нескольких метрах над изумлёнными водителями и рухнул в озеро. С момента отказа второго двигателя прошло ровно полминуты.

Как выяснилось потом, капитан Капустин погиб в момент удара об воду. Получивший тяжёлые ранения старший лейтенант Янов не смог выбраться из кабины и захлебнулся. Ценой своей жизни лётчики не дали свершиться трагедии в Западном Берлине – именно на эту часть некогда единого города падал самолёт.

10 мая 1966 года Борис Владиславович Капустин и Юрий Николаевич Янов были посмертно награждены орденами Красного Знамени. Роберт Рождественский и Оскар Фельцман в 1968 году написали посвящённую героическому экипажу песню «Огромное небо». В Берлине наших лётчиков раньше вспоминали часто и проводили траурные мероприятия 6 апреля. Но в последние годы это бывает крайне редко, только в юбилейные годы со дня трагедии.

Подписывайтесь на наш канал, и мы с удовольствием поведаем или напомним Вам о многих героях и выдающихся личностях Отечества. Кстати, в нашем архиве уже скопилось немало интересных публикаций.