Алданцам небезразлична более или менее отдаленная история родного края, где этап за этапом, поколение за поколением люди труда возводят важные стройки страны, а заодно с тем строят свою жизнь, закладывают грядущее своих детей и новых поколений. Все, созданное руками рабочего, строителя, работника любой отрасли в кропотливом, упорном и нелегком труде, день за днем создает фундамент, ту базу, на которой стоит каждый приходящий день.
Для профессии строителя воочию видно, что они оставляют своим детям.
Начинаем публиковать главы книги бывшего работника Алданского СМУ Владимира Андреевича Плакутина, работавшего в Алдане с 1963 года профессиональным строителем и ушедшего на пенсию в 1978 году. Многие алданцы его хорошо знают и помнят.
Владимир Андреевич Плакутин родился 15 марта 1924 года, в 1941 году добровольцем ушел на фронт, участвовал в обороне г. Москвы, закончил войну в Германии. Имеет правительственные награды, воинское звание старшины. После войны работал в г. Ленинграде, строил Куйбышевскую ГЭС, приехал строителем в Алдан. Коммунист В. А. Плакутин как строитель пережил тот заметный период развития города, когда уже стало возможным на месте старательских хибар и бараков возводить город в каменном варианте.
О людях тех лет, о трудностях объективного и психологического характера в развитии района рассказывается в книге очевидцем и участником событий, рассказывается убедительным языком человека, которому пережитое дорого.
Располагают простота изложения, отсутствие вымысла, представляют интерес личные впечатления и переживания автора, так как выражают и обобщают важные и существенные события истории Алдана, дела его людей.
Строители Алдана
Встреча с Алданом
Глава 1
После суточного пребывания в аэропорту Якутска наконец удалось попасть на борт самолета Ли-2, отлетающего в Алдан. Самолет шел на сравнительно небольшой высоте порядка 2000 м, видимость была отличной. Поражала своим величием река Лена, здесь она имеет множество рукавов, стариц, островов. До этого я никогда не был в здешних местах и крайне удивился виду снега. Ведь мы пролетели от Якутска 500 км на юг, казалось бы, здесь должно быть тепло, так почему же снег? Наш самолет идет на снижение, делает небольшой вираж и спокойно садится на гравийное поле аэропорта Алдан. Не думал в тот момент, что жизнь свяжет меня с Алданом на многие годы, что станет он родным городом. Итак, впереди знакомство с Алданом. Что я знал об Алдане? Мало, очень мало. Знал, что Алдан своим становлением обязан первопроходцам В. П. Бертину, Ю. А. Билибину, С. Д. Раковскому, что раньше назывался Незаметным. Почему Незаметным? По всему Северу было известно, что Алдан богат золотом, что в недрах алданских есть еще кое-что не менее важное, чем золото, что здесь значительна прослойка рабочего класса, есть крупный золотодобывающий трест «Алданзолото» и автопредприятие «АЯМтранс», политехникум и геологоразведочное предприятие Министерства геологии. Вот и все мои познания на день приезда в Алдан в 1963 году.
Спутником моим был бригадир монтажников управления «Драгстроймонтаж», ветеран-драгостроитель Ф. Е. Егоров, к которому я и ехал в гости. В аэропорт в то время городской транспорт не ходил, и пассажиры добирались до места назначения кто как мог. Нам повезло, Федор Ефимович встретил знакомого, который и подвез нас до п. Дражный, где жил мой приятель. Из кузова автомашины удалось рассмотреть весь город. Был он в то время сплошь деревянным, дороги были отсыпаны дражным грунтом, грубо спланированы, с массой ухабов и рытвин, на улицах преобладал конный транспорт. Среди зданий города особо выделялись деревянные двухэтажные треста «Алданзолото», почты, кинотеатра на ул. Октябрьской, Дома культуры и школы № 2 на ул. Укуланской, конторы ТУКЭ на ул. Трудовой. Здания очень хорошо построенные. Чувствовалось, что в Алдане есть хорошие плотники. Лишь на западной окраине города высилось трехэтажное здание строящейся больницы. Против всех остальных построек оно казалось значительным. Радовало глаз обилие зеленых насаждений на всех улицах города. Понравился поселок Дражный, хорошо спланированный и застроенный одноэтажными деревянными и двухквартирными симпатичными домами. Жили в поселке драгостроители. В южной части поселка было выстроено несколько двухэтажных деревянных домов, принадлежавших геологам ТУКЭ. Против других городов и поселков Якутии Алдан был более оживленным. Оживление придавала Амуро-Якутская магистраль круглогодично действующая до г. Томмота. В челом город в те майские дни выглядел хорошо и уютно. Хорошо организована торговля, хотя торговые помещения оборудованы убого и явно не отвечали самым элементарным требованиям, даже по меркам того времени. Большинство из них давно снесены, а оставшиеся реконструированы. Радовала глаз ул. Октябрьская, вся засаженная тополями. По южной окраине города протекает знаменитая река Орто-Сала, которая и дала жизнь Алдану. Вся долина реки перепахана драгами.
Посещая магазины, наполненные продовольственными и промышленными товарами, вспомнил один давний документ, отражающий иные времена. В начале 1933 года в Алдане создается эвакуационная комиссия, которая должна составить списки и организовать эвакуацию из города коллективов техникума и некоторых контор. Создалась тяжелая обстановка с продуктами питания. К тому году население Алдана и приисков насчитывало 40 тысяч человек. Эта обстановка и заставила руководство района принять решение об эвакуации части населения. Но алданцам повезло. Начальник «Союззолото» А. Л. Серебровский добился в Москве от правительства решения об отправке в Алдан водой 11 500 т ценных грузов, в том числе продовольствия. Решение смелое, если не сказать более. Река Алдан к тому времени была мало изучена и совершенно не обставлена навигационными знаками. По реке ходили в основном деревянные кочи, дощанки, карбасы. Необходимо отметить, что первый пароход с двумя баржами до пристани Укулан в г. Томмоте пробился с 317 тонн груза в 1924 году. Вот в такой сложной обстановке и было принято решение, решение очень смелое, с определенной долей риска. Оно сыграло огромную роль в деле становления Алдана. Чуть раньше великий патриот Алдана В. П. Бертин организовал закупку в Иркутске 300 голов коров. Перегон и перевоз столь крупного стада в Алдан – это подвиг, о котором, очевидно, напишут. Достаточно отметить, что для каждой коровы пришлось пошить ватные специальные попоны. Перегон был возможен только в зимний период. С того времени в Алдане есть свое молоко. Да, сколько подвигов совершили алданцы ради становления золотодобывающей промышленности. Об этом нельзя забывать ныне живущим на алданской земле.
"Алднский рабочий", № 132 от 9 июля 1983 г.