Распространённость избыточного веса и ожирения приобрела масштабы эпидемии, а популярность сервисов доставки еды лишь усугубляет ситуацию, заявили в ВОЗ. В России готовые блюда регулярно заказывают половина жителей больших городов.
Европейское региональное бюро ВОЗ (ЕРБ ВОЗ) представило доклад, согласно которому в 53 странах Европы и Центральной Азии почти 60% взрослого населения и практически каждый третий ребёнок весят больше нормы. Так что проблема избыточного веса приобрела масштабы пандемии. По распространённости ожирения среди взрослых Старый Свет уступает только Америке. По подсчётам организации, чрезмерная полнота – причина 1,2 млн смертей в регионе в год. Что касается России, то, согласно статистике ООН, она наряду с другими развитыми государствами входит в двадцатку «самых полных стран мира»: лишние килограммы есть у каждого четвёртого россиянина.
По прогнозу ВОЗ, к 2035 году в Европейском регионе 17 млн мальчиков и 11 млн девочек в возрасте от 5 до 19 лет будут иметь избыточную массу тела или ожирение. Эксперты настаивают на необходимости регулировать пищевую промышленность, в том числе вводя налоги на сладкие напитки, требуя чёткую маркировку на упаковке продуктов и ограничивая продажи нездоровой пищи детям. Также возможными мерами называют стимулирование физической активности. Например, улучшение городского дизайна, дабы склонять граждан к прогулкам. Или увеличение роли физкультуры в школьной программе и на внеклассных занятиях. «Наши дети всё чаще растут в среде, в которой им очень трудно нормально питаться и вести активный образ жизни. Это основная причина эпидемии ожирения», – заявил глава ЕРБ ВОЗ Ханс Клюге.
Сервисы по доставке готовой еды также усиливают «кризис ожирения», считают авторы отчёта. Исследования показали, что блюда, которые продают дистанционно, обычно содержат больше калорий, жира, сахара и соли, чем приготовленные дома. Почти каждое второе из них «тянет» на 1 тыс. ккал, а это примерно половина рекомендуемой дневной нормы для взрослого человека. Однако популярность подобных служб во всём мире только растёт. Ими пользуются, например, 25 млн британцев и 111 млн американцев. В России за 2022 год рынок доставки еды увеличился на 10%. Эксперты прогнозируют, что к 2024 году его оборот превысит 1 трлн рублей. По данным РБК на конец прошлого года, такими сервисами пользовались 50% россиян, а по оценкам «Ромира», еду регулярно заказывают 70% опрошенных (в Москве – 95%).
Между тем в ВОЗ отметили, что отдельным государствам удалось сдержать эпидемию ожирения. К слову, на сегодняшний день налог на газировку внедрили около 50 стран. Другой популярный метод – запрет на рекламу вредной пищи. Так, с 2009 года в Великобритании нельзя рекламировать фастфуд во время детских передач. Ещё через 10 лет мэр Лондона Садик Хан запретил рекламу «быстрой еды» и других продуктов с обилием жиров, соли и сахара в общественном транспорте. Профильные ведомства в России сейчас прорабатывают запрет телевизионной рекламы фастфуда, газировки и других вредностей в дневное время, когда её могут увидеть дети.
Олег Медведь, доктор медицинских наук, профессор МГУ им. Ломоносова, руководитель Национального исследовательского центра «Здоровое питание»
– Самый показательный пример – это опыт Финляндии. Сейчас его пытаются перенести на всю Европу. Они проводили планомерную работу с населением, промышленностью, сельскохозяйственным сектором, для того чтобы производить достаточное количество овощей и фруктов, листовой зелени и сделать её легкодоступной и даже бесплатной в секторе общественного питания. Плотно работали с населением, чтобы научить правильно составлять рацион, изменить традиционные рецепты на более здоровые, как, например, замена сливочного масла и жирных молочных продуктов растительным маслом и молочными продуктами с низким содержанием жира. Создавались условия и в городах – многочисленные велосипедные и лыжные дорожки, организация мероприятий по приобщению к физической активности – именно эти последовательные меры и дали результат, который отмечают эксперты ВОЗ.