Только что завершилась XXVIII Международная выставка и форум архитектуры и дизайна «АРХ Москва», проходившая с 24 по 27 мая в московском Гостином дворе. Центральной темой выставки были «Перспективы», и она стала важным разговором о будущем мегаполиса. Выставка собрала 200 участников, среди которых были государственные деятели, застройщики, архитектурные студии, проектные бюро, университеты и производители строительных материалов.
В этом году «АРХ Москва» приняла формат выставки-форума, сосредоточившись как на выставочных, так и на деловых аспектах. «АРХ Москва» всегда была пространством для идей и общения, и было неизбежно, что урбанисты, дизайнеры, экологи, производители и дистрибьюторы эксклюзивных материалов вступят в диалог о новой реальности. Давайте пройдемся по основным моментам этого диалога. Выставка «Ступени» соединила центральные проекты по всему выставочному пространству. Проект «Ступени» символически представлял этапы жизненного цикла и становления карьеры архитектора, от школы до общественного признания. Проект «Послезавтра» продемонстрировал видение будущего студентами различных архитектурных школ, а затем молодые архитекторы из одиннадцати проектных студий представили свои работы в проекте «Архитектура NEXT!».
Временной темой в архитектуре стала национальная идентичность, которая была востребована как никогда ранее. Главный вопрос - что взять из прошлого и что оставить позади - решался архитекторами и дизайнерами. Например, команда Archinform задумала инсталляцию под названием «Нейрокатушка». Внутри обычного деревянного домика непрерывно появляется калейдоскоп изображений. В основе идеи - магический генератор, который соединяет опыт прошлого с сетями будущего. Русские сказки и мифология наделили вещи и архитектуру волшебными свойствами.
Девять архитектурных школ соревновались в проекте «Послезавтра», где участники представляли, как будут выглядеть их школы в 2300 году. Другой проект, «Строящаяся Москва», представлял будущее Москвы как динамичную и развивающуюся строительную площадку, представленную силуэтами кранов, сочетанием арматуры и бетона, а также обещаниями перемен. Быстрый темп развития и непредсказуемость будущего перестраивают город, меняют социальную структуру и трансформируют строительную отрасль.
Проект «Река архитектурной жизни» от Марии Звягинцевой является паблик-арт-инсталляцией, которая показывает изменчивость и неустанную трансформацию воды через все выставочное пространство. От идеи до реализации проекта, каждый этап имеет свое название в виде труб: «Идея», «Функция», «Материя» и «Время». Эти трубы составляют фундамент архитектуры, описывающий ее в полной мере. Павильон «УМНОЕ» в рамках АРХ Москвы провел много образовательных мероприятий, связанных с прогнозированием будущего на основе прошлого. Выставочный проект «Эволюция теории и практики градостроительства» проследил преемственность концепций градостроительства в 20-21 веках. Бюро KRNV ARCHITECTS показало свой павильон «Интерполяция», который является интерактивным общественным пространством, основанным на игровом опыте.
Около трех тысяч архитекторов и специалистов посетили Практикум «Дома А-класса» в рамках АРХ Москвы. Генеральный директор СТМК, Кирилл Корнеев, отмечает значительные изменения в этом сегменте, поскольку уменьшается спрос на премиальную недвижимость. Для девелоперов и строителей необходимо придумывать новые подходы и маркетинговые ходы, такие как архитектурные решения, которые продляют ликвидность объекта на длительный срок, повышают скорость строительства и качество.
Одним из главных трендов становится импортозамещение, и российские и китайские производители активно участвуют в этом процессе. Один из известных китайских зодчих и архитекторов, партнер студии Atelier Alter Architects, Сяоцзюнь Бу, посетил форум и провел дискуссию на тему «Современная архитектура Китая». Он поделился принципами проектирования и приоритетными технологиями в строительстве, основанными на особенностях и менталитете архитектуры Поднебесной.
Сяоцзюнь Бу утверждает, что сегодня все труднее предложить новые и радикально новые архитектурные решения в любой стране, в том числе и в Китае. Но они стараются создавать уникальные и интересные проекты, избегая безликих форматов и придавая им культурный колорит, чтобы сделать их узнаваемыми и эксклюзивными.
По мнению главы Союза архитекторов Российской Федерации и Москвы Николая Шумакова, хотя архитектурная сцена в Москве развивается хорошо, работа с архитектурой региональных российских городов необходима. Однако отношение к столичным архитекторам в регионах разное: одни местные чиновники относятся к ним настороженно, а другие с радостью встречают столичных звезд архитектуры.
Татьяна Гук, руководитель Института градостроительства, считает, что создание новых генеральных планов для многих городов России открывает широкие перспективы для успешного развития. Например, Астрахань смогла получить дополнительные федеральные средства на реализацию проектов благодаря хорошей координации и пониманию задач.
Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина считает, что усилия столичных архитекторов в регионах обязательно увенчаются успехом, если они подойдут к делу с максимальной самоотдачей. Она высоко оценила проект Казанской соборной мечети, выполненный компанией «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Следующим значимым современным сооружением в Казани является Республиканская филармония.
Однако региональное развитие имеет свою специфику. Одна из тенденций форума АРХ Москва - массовый спрос на местную идентичность. Люди хотят, чтобы здания выражали в своей архитектуре «московский» или «петербургский» дух.
Одним из визуальных акцентов выставки стал стенд Москомархитектуры, который в этом сезоне был посвящен социальной сфере. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал, что социальные объекты сегодня проектируются как универсальные общественные центры, в отличие от того времени, когда функции и пространства были практически разделены. Фестиваль «Открытый город» также хорошо вписался в перспективу выставки. Ведь будущим поколениям предстоит оценить то, что строится для них сегодня - больницы, детские сады, школы, спортивные и культурные объекты.
Лучшим отражением темпа событий на выставке стало открытие потрясающей инсталляции в центре Гостиного двора. Было установлено восемнадцать колонн, на каждой из которых находилось большое изображение крупного строительного проекта в Москве. Глядя на дороги, мосты и большие здания, можно понять, что Москва действительно строится. Тема выставки «Перспективы» - это действительно «NEXT», но куда занесет нас эта река архитектурной жизни, покажет «AFTER TOMORROW».
Ожидание локальной идентичности на форуме архитектуры АРХ Москва 23
5 июня 20235 июн 2023
125
5 мин