В ходе апрельской командировки в Иркутск я общался с предпринимателями – людьми, умеющими зарабатывать и умеющими просчитывать. В их среде идут активные разговоры о цифровых деньгах.
Либералы продвигают в Госдуму проект закона, согласно которому свои деньги, заначки, вклады мы передадим по договору в доверительное управление Центробанку. Он станет главным или единственным управляющим и будет отслеживать все наши доходы и расходы.
Уже появилось множество экспертов. Как правило, их фантазии не сбываются. Так было и во время пандемии, так есть и сейчас. Сравните их комментарии об СВО на центральных ТВ-каналах год назад и сегодня – это небо и земля. И никаких угрызений совести.
В нашей заметке мы попытались собрать воедино самые популярные мнения. Кроме слишком чёрных предсказаний, которых немало.
Аргументы за: во-первых, экономика сбросит с себя зависимость от доллара, во-вторых, «цифра» пресечёт коррупцию, в-третьих, она поставит заслон телефонному мошенничеству. Всё будет прозрачно, ни один казнокрад и жулик не уйдёт от правосудия.
Замечательно! Неужели в России возможно такое? Но сколько же понадобится правоохранителей для поимки, для следствия, для суда? Где их взять? И что, Центробанк мечтает избавиться от долларовой зависимости? Всё равно что пчела хочет избавиться от мёда. По поводу пресечения коррупции тоже есть вопрос: куда подевать кумовство?
Предприниматели опасаются: «цифра» убьёт малый бизнес, частную торговлю и личные подсобные хозяйства. Продаст бабушка на базаре пять десятков яиц – её незаконное обогащение будет взято на карандаш. Заплатит налог с продажи – тогда она в законе. Правда, содержание куриц для неё станет убыточным.
«Цифра» – путь к бартеру. Ты мне принесёшь ведро смородины – я тебе сделаю маникюр. Ты мне ремонтируешь машину – я тебе ремонтирую дачу. Сфера услуг станет работать на дому, вырастет количество пустующих офисов, салонов красоты, частных стоматологий, мелких ремонтных мастерских. Либо взлетят цены на услуги.
Итак, наличные деньги потихоньку исчезнут, за ними, похоже, исчезнут и безналичные. Чем отличаются безналичные от цифровых? Безнал при необходимости можно обналичить в банкомате. А цифровые переходят из кошелька в кошелёк путём нажатия кнопки. Цифровой кошелёк – это что? Аппарат вроде мобильного телефона? Или брелок, перстенёк, ключик с паролем? Их потребуется гораздо больше, чем палок для скандинавской ходьбы. Несколько «своих» фирм сделают состояния на этом производстве… Если вы забыли пароль, потеряли кошелёк или вас ограбили, обокрали – как вам поступить, куда звонить? Вопрос на «проработке».
Сторонники «цифры» уверяют: это не российское будущее, а общемировое. Но российские либералы хотят быть впереди всех. Зачем?.. Торопливые предлагают ввести «цифру» к 2025 году, умеренные – к 2030-му. А консерваторы считают, что процесс затянется, народ будет долго привыкать к отсутствию наличности. Да нет, все мы быстро привыкли рассчитываться банковскими картами, получать зарплату на карты. И снова привыкнем.
Если каждое передвижение денег в стране будет отслеживаться Центробанком, то какая роль отводится коммерческим банкам? Их позиции ослабнут или вообще сойдут на нет? Тогда что изменится с кредитами, с ипотекой?..
Новых терминов много, вопросов много, ответы – на уровне экспертов. Они сами ничего не знают, вчера говорили одно, сегодня другое. Спросите об этом банковских, муниципальных, государственных служащих – они не ответят из осторожности. А по мнению предпринимателей-практиков, миллиардеры станут ещё богаче, бедные – беднее, а золотой середине предстоит выкручиваться, приспосабливаться. Пока приспособимся, много воды утечёт.
Если бы эту инициативу проявили сельхозпроизводители, промышленники, торговые люди – было бы доверие. Но когда инициативу подают либералы из Центробанка – это напрягает. Нам в глубинке расслабляться не дозволено.
И ещё один нюанс, который вовсе не нюанс, а опасность: любая «цифра» – и документы, и деньги – зависима от электричества. Не дай бог случиться крупной аварии…
Все сходятся в одном: первыми на цифровые рубли переведут зарплаты бюджетников, пособия и пенсии. Пожилым людям менять привычки в разы труднее, чем молодым. А нынешние малыши лет через двадцать будут дивиться, что когда-то в ходу были бумажные деньги.
Впрочем, в Бурятии пока всё спокойно…