«Пушкин — читатель» — тема неисчерпаемая. Книга сформировала сознание поэта и сделала его одним из образованнейших людей своего времени...
Ознакомиться с книгами библиотеки Пушкина — значит узнать, о чем он думал, чем интересовался, с кем дружил, ведь даже последние слова умирающего поэта были обращены именно к книгам: «Прощайте, друзья!»
Богатству творческой мысли Пушкина способствовала его неутолимая страсть к чтению. М это справедливо, ведь именно художественное слово со всей его субъективностью — самый универсальный, всеохватывающий и эффективный способ познания жизни.
С какого времени Пушкин начал читать?
Первыми словесными впечатлениями поэта были сказки няни, а затем, с раннего детства и до конца дней, — книги.
Широчайшая эрудиция поэта в области литературы и истории была известна и по его трудам, и по непосредственному общению с ним, ведь он вырос в высококультурной, читающей и пишущей семье и среде.
Дядя, Василий Львович Пушкин, был не слишком крупным, но одаренным и признанным среди людей его общества поэтом. Отец, Сергей Львович, до старости писал стихи для домашнего круга, а мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, слыла женщиной остроумной и образованной.
По рассказам современников и биографов, «между лицейскими товарищами Пушкин выделялся начитанностью: ещё ребенком он познакомился в библиотеке отца с литературой прошлого века, а в гостиной родителей перевидал всех корифеев нашей литературы начала века: и Дмитриева, и Карамзина, и Жуковского, и Батюшкова. Он вышел из Лицея с порядочным запасом сведений по мифологии и истории, по русской литературе, и выучился по-латыни: по крайней мере, на юге он читал Овидия в подлиннике, а поступая в Лицей, — Вергилия во французском переводе».
Иннокентий Федорович Анненский.
Из воспоминаний современников поэта
Библиотека отца состояла из одних французских сочинений. Александр проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою.
Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта
Пушкин рано пристрастился к чтению, любил читать Плутарховы биографии, Илиаду и Одиссею, французских классиков на французском языке, так что впоследствии стал настоящим знатоком французской словесности и истории.
Ольга Сергеевна Павлищева, сестра поэта
Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, всё, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет).
Иван Иванович Пущин, первый друг поэта
Стены кабинета А.С. Пушкина в его последней квартире на набережной реки Мойки были уставлены книжными полками. После того как в 1832 году перевезли из Михайловского его библиотеку, к ней беспрерывно добавлялись новые книги.
«Моя библиотека растет и теснится», – писал он жене.
«Я разоряюсь на книги как стекольщик на алмазы», – говорил друзьям.
Павел Воинович Нащокин, задушевный друг поэта, вспоминал, что Пушкин постоянно держал при себе в карманах одну или две книги и в свободное время — затихнет ли разговор в гостиной, разойдется ли общество после обеда — принимался за чтение.
Читал Александр Сергеевич помногу, благодаря феноменальной памяти читал сразу несколько книг, различных по жанру и направлениям. Непременно брал с собой книги, отправляясь в путешествие. На юг он взял Шекспира, в Арзрум — «Божественную комедию» Данте, в Болдино — английских поэтов.
Книги Пушкин собирал жадно. Можно сказать, что они «прилипали»
к рукам Пушкина в лучшем смысле этого слова.
Он умел их находить повсюду, умел просить, выпрашивать, вымаливать…
При своих обычно стеснённых материальных обстоятельствах Пушкин тратил на покупку книг большую часть денег, заработанных изданиями своих произведений. В течение одного, 1836 года, он истратил на книги 758 рублей 50 копеек!
Для сравнения скажем, что годовое жалование, например, генерала-фельдмаршала составляло 8500 рублей, а Пушкин никогда не был богат.
Часто поэт не имел сил совладать с желанием приобретать книги, несмотря на требования рассудка. Он так и не смог расплатиться с книжными долгами. Долг возрос до огромной для того времени суммы 3399 рублей…
Судьба пушкинской библиотеки
К концу жизни Пушкиным была собрана замечательная библиотека – 3560 томов. Только в самом конце XIX века библиотекой Пушкина заинтересовались пушкинисты, были сделаны первые попытки исследовать её. Инициатором стал известный знаток творчества Пушкина, критик Леонид Николаевич Майков, а продолжателем – его ученик, выпускник Петербургского университета Борис Львович Модзалевский.
Когда в конце 1905 года, проработав больше пяти лет, он закончил разборку книг, описание библиотеки Пушкина составило несколько сот страниц.
Где же сегодня хранятся книги Пушкина?
В Санкт-Петербурге. На Стрелке Васильевского острова стоит красивое старинное здание – знаменитый Пушкинский Дом – Институт русской литературы Российской Академии наук. Здесь рядом с бесценными рукописями Александра Сергеевича Пушкина хранится и его библиотека, которая стала первым приобретением Пушкинского Дома. Она была приобретена в апреле 1906 года на средства правительства и положила начало огромной коллекции книг, рукописей и предметов, связанных
с именем великого русского поэта.
ЧТО ЧИТАЛ ПУШКИН?
Ознакомиться с книгами библиотеки Пушкина – значит встретиться с его «друзьями», проследить его мысли, представить интересы и настроения.
Какие же книги были в библиотеке поэта?
В перечне Б. Л. Модзалевского – 1522 названия.
В том числе:
Художественная проза и поэзия - 517 названий
Народная словесность, критика и история литературы - 113 названий
История (почти треть библиотеки!) - 412 названий
Философия и религия, юриспруденция - 67 названий
География, статистика, естествознание и медицина, путешествия -
141 название.
Библиотека Пушкина многоязычна, в ней собраны книги на 14 языках. Только треть её названий (529) на русском языке.
Самая старая книга библиотеки – «Божественная комедия» Данте Алигьери на итальянском языке, изданная в Париже в 1596 году. Может быть, именно её Пушкин брал на Кавказ, где сочинил стихи, начинающиеся строчками:
Зорю бьют… из рук моих
Ветхий Данте выпадает.
У Пушкина были уникальные, очень редкие книги. Среди них – опальное сочинение Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Эта книга, принадлежавшая Пушкину, считается самой ценной из дошедших до наших дней – она прекрасно сохранилась и имеет автограф. На титульном листе рукою поэта начертано: «Экземпляр, бывший в тайной канцелярии. Заплачено двести рублей».
В библиотеке были почти все известные к тому времени издания и переводы «Слова о полку Игореве».
Были в библиотеке Пушкина и рукописные книги: «Жизнь Екатерины» и «Жизнь Петра» (купленные по баснословной цене того времени – по 50 рублей каждая!).
В библиотеке Александра Сергеевича много сказок. Поэт во множестве покупал их и внимательно читал. Сохранилась дневниковая запись Пушкина: «Изучение старинных песен, сказок и тому подобное необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
Эти книги читал Пушкин
Как читал Пушкин и все ли книги своей библиотеки прочёл?
У Александра Сергеевича были любимые книги, которые он много раз читал и перечитывал. Другие были нужны ему для литературной работы. Книги Пушкин читал по-разному. Одни только просматривал, из других делал выписки, с третьими подолгу работал. На некоторых книгах имеются шутливые надписи. Следы светлого пушкинского юмора хранит надпись на листе, вложенном в книгу «Физиология вкуса»: »Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом».
Список читаемых и чтимых Пушкиным отечественных и зарубежных авторов можно продолжать бесконечно: здесь и смелый баснописец Иван Андреевич Крылов, и порицающий невежество Денис Иванович Фонвизин, и создатель бессмертного «Фауста» Иоганн Вольфганг Гёте,
и основоположники классицистической поэзии в русской литературе Гавриил Романович Державин и Михаил Васильевич Ломоносов,
и властитель тогдашних умов вольнодумец Вольтер, и певец ренессансной отваги своих соотечественников Луиш де Камоэнс, и сочинитель фривольных стихов Иван Семенович Барков, и незабываемый любимец французов поэт, вольнодумец и вор Франсуа Вийон, и талантливый поэт-романтик с трудной судьбой Иван Иванович Козлов, и тонкие психологи Шодерло де Лакло, Альфред де Мюссе, Бенжамен Констан, и поэты так называемого пушкинского круга: Пётр Андреевич Вяземский, Евгений Абрамович Боратынский, Николай Михайлович Языков и Антон Антонович Дельвиг.
Поистине необъятен мир книг и печатного слова, дававший и основу, и простор знаниям Поэта о жизни и о человеческой душе!
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.