- Садитесь дети, - в классе заскрипели парты, стулья заелозили по полу, - Позавчера мы с вами писали сочинение по картине, - Мария Сергеевна достала из папки репродукцию и прикрепила к доске, - Сейчас я раздам работы, но для начала хочу зачитать одну из них.
Пока учительница клала на стол стопку листочков и брала верхний, Вова вытянул шею и успел прочесть имя. Он тут же взглянул на Юлю, она сидела в соседнем ряду на третьей парте. Вова прищурил глаза и кивнул ей. Она съежилась как сухая корка апельсина.
- И так, слушайте внимательно, - Мария Сергеевна стала зачитывать сочинение вслух с выражением, делая долгие паузы и оглядывая класс. Дети шушукались, то там, то здесь слышались смешки. Юля сидела, вжав голову в плечи. Взгляд ее уперся в парту и сверлил облупившуюся синюю краску, а спрятанные руки нервно теребили край юбки. Она ненавидела каждое произнесенное слово. Все они звучали так убого и глупо. Зачем только она вспомнила про эти дурацкие пылинки. В ушах гудело, хотелось пить.
- Вот, это мой любимый кусочек, - продолжала Мария Сергеевна. – Свет, падающий из окна, был словно живой. Золотистый, теплый, он притягивал. Так и хотелось коснуться его, поймать золотые пылинки, что роились, проживая целую жизнь, в сонной неге утра, - Учительница посмотрела прямо на Юлю, которая буквально сползла под парту, - Это очень красиво. Если бы ты не писала сочинения вместе со всеми в классе, я бы не поверила, что это написал ребенок. Откуда ты знаешь слово нега?
Юля свела брови и вздохнула:
- Мама говорит, что валятся в кровати в выходные, это утренняя нега.
Класс взорвался хохотом.
- Нега, - повторяли ребята и тыкали пальцев в девочку, - Что это значит?
Юля едва дышала и опять уперлась взглядом в парту.
- Тише, ребята. Тут нет ничего смешного. Нега – это очень красивое, художественное слово. Оно значит удовольствие, наслаждение.
Класс угомонился не сразу. Марии Сергеевне пришлось постучать указкой по доске. Когда все затихли, она еще раз сказала, что сочинение хорошее и отложила его в сторону, чем очень обрадовала Юлю. Весь оставшийся урок, девочка сидела скрючившись, словно на нее упала бетонная плита. Прозвенел звонок, дети вскочили.
- Звонок для учителя, - строго сказала Мария Сергеевна. Затем дала домашнее задание и распустила класс. Юлю она попросила задержаться.
Когда школьники шумно шаркали и болтали, выскакивая из класса, Маша замешкалась у репродукции. Она целых пять минут смотрела на рисунок, но так и не увидела, там золотых пылинок. «Может они слишком маленькие, - подумала она, - Это хорошо, что Юля их увидела, обязательно встану пораньше в выходные и посмотрю, может они и у нас дома бывают». Девочка улыбнулась своим мыслям и убежала. Только когда за ней закрылась дверь, Юля на ватных ногах подошла к учителю. Она стояла, опустив голову, и рассматривала ботинки.
- Ну, ты чего, расстроилась?
- Все смеялись, - буркнула девочка,
- Они просто не знают таких слов.
- Это из-за ошибок? Вы из-за ошибок, прочли на весь класс, что бы я писала правильнее? Я больше не буду писать такие слова. Я стану писать только те, что хорошо знаю. Только не ругайте меня больше.
- Юля, - открыла рот учительница. – Я тебя не ругала, я тебя хвалила. Ты очень красиво написала. Ошибки тут совсем не причем. Писать грамотно - это навык, а вот видеть красоту - это дар.
Юля подняла на нее глаза полные слез.
- Ну же, перестань, - Мария Сергеевна обняла девочку и погладила по голове, - Я хотела только, чтобы все услышали, как это красиво.