Найти тему
Моя мудрая мама

Откуда берутся младенческие колики?

В нашей группе «Воспитание человека» мы неоднократно писали о важности кормления младенца по режиму и самостоятельного сна. Многие наши читатели полностью нас поддержали, однако возникали вопросы, что делать, если ребенок просыпается и кричит из-за колик? Надо ли его пытаться успокоить или накормить? И как в таком случае настроить режим кормления и самостоятельный сон?

На это мы отвечали, что у наших детей не было колик, и мы связывали это именно с установленным режимом кормления, благодаря которому налаживается здоровое пищеварение ребенка и кишечник младенца не перегружается, а полученная пища полностью усваивается.

Тем не менее каких-то серьезных научных исследований на эту тему мы не знали, поэтому, в связи с тотальным распространений идей кормления по требованию и совместного сна, наш личный удачный опыт кормления по режиму и самостоятельного сна мог казаться лишь частным случаем…

Но теперь мы представляем вашему вниманию выдержку из научной работы, посвященной данной теме и полностью подтверждающей наши вышеизложенные умозаключения. Работа основана на экспериментальном исследовании, в котором участвовало 393 ребенка, различающихся между собой по национальности, культуре, социально-экономическому уровню. Дети наблюдались от рождения до двух лет. В исследовании применялись методы тестирования, наблюдения, снимались фильмы, так как методы психоанализа неприменимы к данному возрасту.

Это обширная монография «Первый год жизни» (Spitz 1965), авторами которой являются австро-американские психоаналитики Шпиц Р. А. и В. Г. Коблинер, посвящена изучению возникновения психических расстройств у детей младенческого возраста. Ученые выделяют два полярных фактора, провоцирующих данные расстройства. Это полный отказ матери от ребенка с одной стороны и гиперопека матери над ребенком (к которой относится также кормление по требованию) с другой.

Ниже приводится выдержка из монографии, посвященная причинам возникновения младенческих колик.

ПЕРВИЧНОЕ ТРЕВОЖНОЕ ПОПУСТИТЕЛЬСТВО (КОЛИКА ТРЕХМЕСЯЧНЫХ)

Первичное тревожное попустительство — это разновидность или особая форма материнского отношения, которую Леви (1943) назвал материнской гиперопекой. К сожалению, это выражение без разбора применяют авторы, работающие в самых разных сферах, при описании достаточно широкой гаммы поведенческих паттернов и установок и без учета разнообразия мотивов, лежащих в основе этих проявлений.

С тревожным попустительством связано расстройство, которое Спок назвал «коликой трехмесячных». В педиатрических кругах так обозначают хорошо известную клиническую картину: с третьей недели жизни и до конца третьего месяца ребенок начинает кричать посреди дня. Кормление может его успокоить, но лишь ненадолго. После сравнительно короткого промежутка времени у младенца вновь проявляются признаки колики.Ребенка переводят с грудного вскармливания на искусственное или с искусственного на грудное, меняют молочную смесь или постоянно применяют одну и ту же — ничего не помогает. Лекарства, в том числе атропин, также не приносят облегчения. Стул у таких младенцев без патологий, иногда наблюдается незначительная диарея. Боли могут продолжаться несколько часов, затем они прекращаются и на следующий день возобновляются снова. К концу третьего месяца это расстройство, к великому облегчению матери и педиатра, обычно бесследно исчезает — столь же необъяснимо, как и началось.

Это состояние уже было описано Вейлем и Пеху (1900), а также Финкелыптейном (1938) под названием «спастический диатез». Они приписывали его возникновение неспособности усваивать молоко матери. Я наткнулся на интересное наблюдение испанских и южноамериканских педиатров. Аларкон (1929, 1943), а позднее Сото (1937) отметили, что колика трехмесячных не встречается у детей, воспитывающихся в приютах. Они назвали это явление «временной диспепсией младенцев» и детально его исследовали.

Наблюдения Аларкона и Сото полностью соответствуют моим собственным. В различных заведениях, в которых я исследовал детей, колика трехмесячных никогда не превращалась в серьезную проблему. В приютах, где младенцы лишены материнской заботы, колика отсутствовала полностью; в заведении, которое я назвал «ясли», где удавалось поддерживать отношения матери и ребенка, колика случалась лишь изредка, однако у детей, воспитывающихся в собственной семье, колика трехмесячных — весьма распространенное явление.

Сото объяснял отсутствие колики трехмесячных в приютах тем, что детейтам «не портят». Он наблюдал достаточное количество приютских младенцев и описывал тип их воспитания следующим образом: «Няня берет ребенка на руки только для того, чтобы накормить его, сохраняя при этом полное равнодушие, характерное для тех, кто заботится о чужом ребенке». Из множества детей, за которыми наблюдал Сото, лишь у одного была отмечена колика трехмесячных.

Однако это исключение весьма поучительно: данный ребенок в возрасте шести недель был усыновлен дамой, которая, согласно описанию Сото, проявляла избыток любви к ребенку и заботы о нем, часто носила его на руках, весь день играла с ним и буквально за несколько дней сделала малыша плаксивым и склонным к колике. По мнению Сото, колика явилась следствием ее «чрезмерной заботы», а также пренебрежения к правильному расписанию кормлений, т. е. она не соблюдала систематическое кормление по часам, к которому ребенок был приучен ранее, а давала ему есть по первому требованию.

Как утверждает Сото, заведенный в приюте порядок кормления по часам и полное отсутствие материнской тревоги объясняют иммунитет воспитанников подобных заведений к колике.

На этом этапе конституциональная гипертония, соматический симптом ребенка, соединяется с психологически обусловленной гиперопекой со стороны матери. У таких детей пищеварительная система работает более активно, перистальтика действует быстрее и сильнее, излишек пищи вызывает повышенную кишечную активность. Замыкается порочный круг: ребенок с повышенным тонусом не может избавиться от напряжения нормальным образом в процессе кормления. Вместо этого он разряжает напряжение с помощью полуденных криков и моторного возбуждения, характерного для таких детей.

Гиперопекающая мать немедленно приступает к очередному кормлению, пунктуально следуя рекомендациям системы кормления по требованию. В ходе этого не предусмотренного расписанием приема пищи напряжение частично разряжается благодаря оральной активности и заглатыванию. Ребенок ненадолго успокаивается. Тем не менее, полученная ребенком пища вновь перегружает органы пищеварения, увеличивает напряжение и вызывает усиленное состояние неудовольствия, приводя вновь к колике и крикам. Встревоженная мать способна истолковать крики ребенка только в системе кормления по требованию, поэтому она вновь предлагает ребенку пищу, и замкнутый цикл продолжается.

Как объяснить тот факт, что примерно в трехмесячном возрасте этот синдром исчезает?

Мы можем предположить, что после трех месяцев даже матери с чувством вины или неопытные матери устают от постоянного самопожертвования, к которому принуждает их неукоснительное соблюдение принципа кормления по требованию. Или же они несколько лучше научаются различать крики и прочие звуки, издаваемые младенцами, и отказываются от односторонней интерпретации их потребностей.

Однако важнее то, что на третьем месяце у ребенка появляется первая направленная и намеренная реакция, т. е. направленное поведение по отношению к окружающим. В этом возрасте возникает первая социальная реакция, появляется предтеча объекта, происходят первые катектические замещения в следах памяти и усиливается психическая активность. Усложняется и телесная активность; мы наблюдаем «пробные» действия, зарождение первых попыток к самостоятельному перемещению, активные попытки дотянуться до предметов, находящихся в поле зрения.

Теоретически к концу третьего месяца перед ребенком открывается широкое поле разнообразной деятельности — аффективной, психической и физической. Он способен не только включаться в эту деятельность, но и использовать ее для разрядки напряжения. Тем самым оральная зона перестает быть единственным проводником для разрядки напряжения, как это было раньше. Когда ребенок находит иные, кроме оральных, способы для разрядки напряжения, вызванного влечениями, он начинает подавать меньше голосовых сигналов матери, и таким образом разрывается порочный круг напряжения, приводящего к кормлению по требованию, которое, в свою очередь, вызывает колику. После третьего месяца энергия ребенка направляется на активные действия, и уровень напряжения снижается.