Найти в Дзене
Урал Звук

Время первых – VI

пятая часть (начало)
пятая часть (окончание)
С первых дней в молодой Республике Советов авиации и воздухоплаванию отводилась важная роль. В те годы знаковые мероприятия привязывали к 1 мая – дню международной солидарности трудящихся, и это быстро стало традицией. Так, 1 мая 1918 в Москве на Ходынском поле состоялся военный парад войск Московского гарнизона с воздушным праздником – первый в истории Советской России. Над Красной площадью впервые пролетел самолёт «Ньюпор-ХХI». Через три года в этот же день открылась почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орел-Харьков, на которой работали самолёты «Илья Муромец». Линия просуществовала полгода – сказалась крайняя изношенность воздушных кораблей. Но собственных самолётов в стране не было, поэтому для организации первой в Советской России международной авиалинии Москва-Кенигсберг (открыта 1 мая 1922 года) привлекли цельнометаллические немецкие самолёты «Юнкерс». Эксплуатацией занималась авиакомпания «Дерулюфт» (Deutsche Russian Luftverkehr). Ф

пятая часть (начало)
пятая часть (окончание)
С первых дней в молодой Республике Советов авиации и воздухоплаванию отводилась важная роль. В те годы знаковые мероприятия привязывали к 1 мая – дню международной солидарности трудящихся, и это быстро стало традицией. Так, 1 мая 1918 в Москве на Ходынском поле состоялся военный парад войск Московского гарнизона с воздушным праздником – первый в истории Советской России. Над Красной площадью впервые пролетел самолёт «Ньюпор-ХХI». Через три года в этот же день открылась почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орел-Харьков, на которой работали самолёты «Илья Муромец». Линия просуществовала полгода – сказалась крайняя изношенность воздушных кораблей.

Но собственных самолётов в стране не было, поэтому для организации первой в Советской России международной авиалинии Москва-Кенигсберг (открыта 1 мая 1922 года) привлекли цельнометаллические немецкие самолёты «Юнкерс». Эксплуатацией занималась авиакомпания «Дерулюфт» (Deutsche Russian Luftverkehr). Фирме «Юнкерс» был сдан в концессию завод в подмосковных Филях, на нём началось производство цельнометаллических самолётов. Авиамоторы были импортные – немецкие BMW, английские Bristol, французские Gnome-Rhone, американские Liberty и Wrihht – что удавалось закупить. Позднее на их основе были сконструированы первые отечественные авиадвигатели.

Международные отношения были так себе…
Международные отношения были так себе…

Тем временем вокруг Андрея Николаевича Туполева складывалась отечественная конструкторская школа, зарождалась своя авиапромышленность. Кстати, Туполев – «крёстный отец» и алюминиевой промышленности. Именно он настоял на крупном промышленном производстве алюминиевых сплавов и профилей, в противовес предлагавшемуся кустарному производству при каждом авиазаводе. Уже 26 мая 1924 года в воздух поднялся АНТ-2 – первый отечественный цельнометаллический самолёт.

Дальние перелёты

Через год, в июле 1925 в небо поднялся двухместный АНТ-3, на таком самолете под названием «Пролетарий» М.М.Громов с бортмехаником Е.В.Радзевичем выполнил перелет по маршруту: Москва — Берлин — Париж — Рим — Вена — Прага — Варшава — Москва протяженностью 7150 км за 34 ч. 15 мин. летного времени (30 августа - 2 сентября 1926 года). Через год пилот С.А.Шестаков с бортмехаником Д.В.Фуфаевым на AHT-3 «Наш ответ» совершили дальний «восточный» перелет по маршруту: Москва — Сарапул — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Благовещенск — Спасск — Наньян (Корея) — Окаяма — Токио и обратно. В экстремальных условиях сверхдальнего перелета были подтверждены высокие эксплуатационные качества машины. За 153 лётных часа АНТ-3 преодолел более 20 тыс.км. Эти перелеты продемонстрировали перед всем миром успехи советского самолетостроения и высокое мастерство наших летчиков.

АНТ-3 «Пролетарий»
АНТ-3 «Пролетарий»

А на подходе уже был АНТ-4– первый в мире двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик-моноплан. И это в то время, когда весь мир ещё строил тихоходные деревянные бомбардировщики-бипланы:

Фарман Голиаф F-60
Фарман Голиаф F-60

Опытный экземпляр АНТ-4 поднялся в воздух осенью 1925 года, а в июле 1928 года уже был готов улучшенный вариант, получивший название ТБ-1 (тяжёлый бомбардировщик) – через год, после всесторонних испытаний, он пошёл в серию.

ТБ-1 (модель)
ТБ-1 (модель)

Параллельно разрабатывался и строился многоцелевой истребитель и дальний разведчик АНТ-7 (Р-6) – уменьшенный вариант ТБ-1 для сопровождения бомбардировщиков и самостоятельных действий. Впоследствии ТБ-1 и Р-6 стали основой полярной авиации.

АНТ-7 (Р-6)
АНТ-7 (Р-6)

В это же время (и когда только успевали?) был спроектирован и построен трёхмоторный магистральный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9), он был выставлен на Красной Площади 1 мая 1929 года для обзора его демонстрантами. Уже 10 июля самолет, на борту которого появилась надпись «Крылья Советов», отправился в заграничное турне. В экипаж входили Громов и механик Русаков. За месяц «Крылья Советов» посетил Варшаву, Берлин, Париж, Рим, Марсель и Лондон. Всего было построено около 100 АНТ-9 различных модификаций, трёх- и двухмоторных. Три машины этого типа летали на линии «Дерулюфт» до Кенигсберга, а один самолёт из агитационной эскадрильи имени Горького получил облик крокодила – над ним шефствовал журнал «Крокодил».

Первый в СССР массовый перелёт пассажирских самолётов К-5 начался – правильно, 1 мая 1929 года, по маршруту Харьков-Ростов-Сочи-Минводы-Тбилиси. Впоследствии эти самолёты будут обслуживать большинство линий небольшой протяжённости, таких, как Москва-Ленинград.

К-5
К-5

Тогда же популяризатор авиации Осоавиахим выступил с предложением дальнего перелета в США, который можно было бы использовать в пропагандистских целях. Для этого переоборудовали один из первых серийных ТБ-1 «Страна Советов» и в качестве дублера − второй опытный самолет. С самолетов сняли все вооружение, а вместо шасси установили поплавки, так как большая часть маршрута проходила над океаном.

Экипаж «Страны Советов» состоял из командира С.А. Шестакова, второго пилота Ф.Е. Болотова, штурмана Б.В. Стерлигова и бортмеханика Д.В. Фуфаева. Первая попытка долететь до Америки была сделана 8 августа 1929 года, однако экипаж ошибся в расчетах и, исчерпав горючее, разбил самолет при вынужденной посадке под Читой. 23 августа на самолете-дублере полет был возобновлен и закончился 1 ноября 1929 года в Нью-Йорке.

АНТ-4 «Страна Советов»
АНТ-4 «Страна Советов»

Новые рекордные перелёты состоятся уже в следующем десятилетии, и это – совсем другие самолёты и совсем другая история.

Продолжение

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать
здесь
О новом АК - подробно -
тут

Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)Наши соцсети:
🔊 VK -
https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube -
https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK -
https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM -
https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE -
https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)

#туполев, #ант, #перелеты, #авиация, #история