пятая часть (начало)
пятая часть (окончание)
С первых дней в молодой Республике Советов авиации и воздухоплаванию отводилась важная роль. В те годы знаковые мероприятия привязывали к 1 мая – дню международной солидарности трудящихся, и это быстро стало традицией. Так, 1 мая 1918 в Москве на Ходынском поле состоялся военный парад войск Московского гарнизона с воздушным праздником – первый в истории Советской России. Над Красной площадью впервые пролетел самолёт «Ньюпор-ХХI». Через три года в этот же день открылась почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орел-Харьков, на которой работали самолёты «Илья Муромец». Линия просуществовала полгода – сказалась крайняя изношенность воздушных кораблей.
Но собственных самолётов в стране не было, поэтому для организации первой в Советской России международной авиалинии Москва-Кенигсберг (открыта 1 мая 1922 года) привлекли цельнометаллические немецкие самолёты «Юнкерс». Эксплуатацией занималась авиакомпания «Дерулюфт» (Deutsche Russian Luftverkehr). Фирме «Юнкерс» был сдан в концессию завод в подмосковных Филях, на нём началось производство цельнометаллических самолётов. Авиамоторы были импортные – немецкие BMW, английские Bristol, французские Gnome-Rhone, американские Liberty и Wrihht – что удавалось закупить. Позднее на их основе были сконструированы первые отечественные авиадвигатели.
Тем временем вокруг Андрея Николаевича Туполева складывалась отечественная конструкторская школа, зарождалась своя авиапромышленность. Кстати, Туполев – «крёстный отец» и алюминиевой промышленности. Именно он настоял на крупном промышленном производстве алюминиевых сплавов и профилей, в противовес предлагавшемуся кустарному производству при каждом авиазаводе. Уже 26 мая 1924 года в воздух поднялся АНТ-2 – первый отечественный цельнометаллический самолёт.
Дальние перелёты
Через год, в июле 1925 в небо поднялся двухместный АНТ-3, на таком самолете под названием «Пролетарий» М.М.Громов с бортмехаником Е.В.Радзевичем выполнил перелет по маршруту: Москва — Берлин — Париж — Рим — Вена — Прага — Варшава — Москва протяженностью 7150 км за 34 ч. 15 мин. летного времени (30 августа - 2 сентября 1926 года). Через год пилот С.А.Шестаков с бортмехаником Д.В.Фуфаевым на AHT-3 «Наш ответ» совершили дальний «восточный» перелет по маршруту: Москва — Сарапул — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Чита — Благовещенск — Спасск — Наньян (Корея) — Окаяма — Токио и обратно. В экстремальных условиях сверхдальнего перелета были подтверждены высокие эксплуатационные качества машины. За 153 лётных часа АНТ-3 преодолел более 20 тыс.км. Эти перелеты продемонстрировали перед всем миром успехи советского самолетостроения и высокое мастерство наших летчиков.
А на подходе уже был АНТ-4– первый в мире двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик-моноплан. И это в то время, когда весь мир ещё строил тихоходные деревянные бомбардировщики-бипланы:
Опытный экземпляр АНТ-4 поднялся в воздух осенью 1925 года, а в июле 1928 года уже был готов улучшенный вариант, получивший название ТБ-1 (тяжёлый бомбардировщик) – через год, после всесторонних испытаний, он пошёл в серию.
Параллельно разрабатывался и строился многоцелевой истребитель и дальний разведчик АНТ-7 (Р-6) – уменьшенный вариант ТБ-1 для сопровождения бомбардировщиков и самостоятельных действий. Впоследствии ТБ-1 и Р-6 стали основой полярной авиации.
В это же время (и когда только успевали?) был спроектирован и построен трёхмоторный магистральный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9), он был выставлен на Красной Площади 1 мая 1929 года для обзора его демонстрантами. Уже 10 июля самолет, на борту которого появилась надпись «Крылья Советов», отправился в заграничное турне. В экипаж входили Громов и механик Русаков. За месяц «Крылья Советов» посетил Варшаву, Берлин, Париж, Рим, Марсель и Лондон. Всего было построено около 100 АНТ-9 различных модификаций, трёх- и двухмоторных. Три машины этого типа летали на линии «Дерулюфт» до Кенигсберга, а один самолёт из агитационной эскадрильи имени Горького получил облик крокодила – над ним шефствовал журнал «Крокодил».
Первый в СССР массовый перелёт пассажирских самолётов К-5 начался – правильно, 1 мая 1929 года, по маршруту Харьков-Ростов-Сочи-Минводы-Тбилиси. Впоследствии эти самолёты будут обслуживать большинство линий небольшой протяжённости, таких, как Москва-Ленинград.
Тогда же популяризатор авиации Осоавиахим выступил с предложением дальнего перелета в США, который можно было бы использовать в пропагандистских целях. Для этого переоборудовали один из первых серийных ТБ-1 «Страна Советов» и в качестве дублера − второй опытный самолет. С самолетов сняли все вооружение, а вместо шасси установили поплавки, так как большая часть маршрута проходила над океаном.
Экипаж «Страны Советов» состоял из командира С.А. Шестакова, второго пилота Ф.Е. Болотова, штурмана Б.В. Стерлигова и бортмеханика Д.В. Фуфаева. Первая попытка долететь до Америки была сделана 8 августа 1929 года, однако экипаж ошибся в расчетах и, исчерпав горючее, разбил самолет при вынужденной посадке под Читой. 23 августа на самолете-дублере полет был возобновлен и закончился 1 ноября 1929 года в Нью-Йорке.
Новые рекордные перелёты состоятся уже в следующем десятилетии, и это – совсем другие самолёты и совсем другая история.
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут
Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)Наши соцсети:
🔊 VK - https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK - https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM - https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE - https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)
#туполев, #ант, #перелеты, #авиация, #история