Найти тему
Антон Самоха

Надо ли говорить правду адвокату или юристу, если вы клиент

Оглавление

По-разному очень рассуждают коллеги - юристы на этот вопрос. Но большинство считает, что клиент всегда должен говорить только правду. Иначе испортит все и дело будет проиграно.

С этой точкой зрения не согласен и попытаюсь объяснить, почему.

Почему я против

Не то, чтобы я против принципиально. Просто есть то, что применяют другие и то, что применяю на практике я сам. Ну ладно, еще заручусь поддержкой авторитетных коллег, например, Анатолия Кучерены.

Много лет назад я смотрел его интервью и мне запала в память фраза «Мы не следователи, что бы устанавливать истину». Иными словами, он сказал, что ему не нужна правда. Это выбор клиента, сообщать ее или нет.

А теперь уже я добавлю, что мы не должны брать на себя функцию родителей или покровителей. Мы отвечаем за клиента лишь в той мере, в какой он дает нам информацию. Все взрослые люди. Мы не можем сказать: «Ай я яй, а ну говори правду взрослому дяде. А то в суде будет а-та-та».

Я предупреждаю, если что-то всплывет в суде, о чем я не знаю, то будет плохо прежде всего клиенту. Говорю это один раз. Дальше - его выбор, хочет говорит всю правду, хочет - половину, а если надо - пусть вообще врет. Но ответственность уже на нем.

Главное - объяснить

Вот если вы это не объяснили человеку, тогда допускаете ошибку, как специалист. Но если на берегу обговорили все детали, то ответственность - на клиенте. И это даже проще. Зачем себя нагружать лишними обязанностями, когда никто не просит.

Мне кажется все просто. Я не люблю усложнять. А требовать от клиента правды - это усложнение процесса. Можно сказать, это уже переход на личности.

Я так работаю, и ни один из клиентов еще не жаловался. Потому что я всех заранее предупреждаю. Иными словами - хочешь, чтобы тебя грамотно защитил юрист или адвокат - говори правду, а не хочешь - как знаешь. Но ответственность на тебе.