В Московских парках тёмными вечерами орудует маньяк. Капитан полиции Ханин решает организовать охоту «на живца», для чего использует постоянную гостью отдела - беспризорницу Вику. Предъявленный правоохранителями ультиматум лишает её выбора, отчего ей приходится стать потенциальной жертвой.
Павел Шувалов стал одним из первых маньяков, который был на службе в милиции. Его отказ от показаний стал знаменательным высказыванием, позже используемым в качестве слогана для всяких «Следствие вели» - «Маньяком сотрудник милиции никогда не может быть». Впрочем, «Стальная бабочка» из истории Шувалова берёт лишь минимум для сеттинга истории – она не про зло, которое должно было бороться со злом.
Здесь сценариста Юрия Короткова больше заботят вечные темы – как построить диалог разных людей. В своё время он прекрасно высказался об отсутствии такового на сломе эпох и смене поколений в одной из первых работ «Авария – дочь мента». «Стальная бабочка» может отдалённо напомнить тот фильм.
И так, отдел милиции, состоящий из дурочек-секретарш, грузной стервы под делам несовершеннолетних, простых мягкотелых мужичков под 40, и опера без страха и упрёка, капитана Григория Ханина. Циничный и жёсткий, явно не просто так стал капитаном. Ибо привязанность в отношениях с кем-либо у него исключительно избегающего типа. В общем, психологически прекрасно сложен для того, чтобы использовать людей для закрытия своих потребностей – будь то любовница, мечтающая о большой любви, но довольствующаяся сексом по субботам. Или же та самая грузная стерва, с которой общаются как панибратские напарники – но при случае можно пугнуть компроматом.
В общем, угораздило главную героиню невовремя загреметь в отдел – как раз такая шустрая в этот момент и требовалась Ханину для раскрытия преступления. Дальнейший криминал значения не имеет – режиссёр будет дразнить зрителя расцветающей сексуальностью вчерашней «папиной дочки» Дарьи Мельниковой, размазывать неспешное действие в деталях быта холостяцкой квартиры опера, показывать, как чинно тот опрокидывает водку из гранённого стакана вместо ужина. Ну и самое главное – в очень сдержанных, можно сказать, в духе перестроечного кино скупых на диалоги сценах, развивать отношения юной беспризорницы и матёрого мента.
В целом, в сравнении трудов Короткова с его же «Аварией» - вышло слабовато. Частная история о том, как две огрубевшие души чуть соприкоснулись и оказалось, что под защитами от жёсткого мира есть и что-то мягкое. Актёры старательно играют – но ни про кого не скажешь, что прямо живёт на экране. То ли косяк режиссёра, то ли блатной уличный слэнг в устах студентки Щепкина режет ухо. Отыгрывают хорошо, но в Мельниковой ещё читаются манеры пацанки Жени Васнецовой.
В общем, история про маньяка – вообще фоном, а мелодрама вышла слабоватой. Концовка хоть вышла неплохая, но опять-таки – шибко затянутая. В общем, многолетний опыт Рената Давлетьярова в киноиндустрии как-то не очень помог выжать максимум на экране из текста Короткова. А жаль – во время просмотра порой кажется, что актёры вот-вот и выдадут нечто трогательное, но это «кажется» улетучивается со сменой кадра.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.