Найти в Дзене
Фотомания.

Широкоэкранное кино и фото.

Цилиндрическая линза сжимает изображение. Фото: открытый доступ.
Цилиндрическая линза сжимает изображение. Фото: открытый доступ.

В конце 50-х кинотеатры стали развиваться в сторону увеличения залов доступных большому числу посетителей. Но стандартный экран, а точнее его пропорции не позволяли строить кинозалы с числом мест более 500 потому, что в первых рядах смотреть на гигантский экран было бы не удобно. Кроме этого стали применять стерео и панорамный звук с размещением звуковых колонок по периметру зала. Появились новые требования к устройству кинозалов. Были экспериментальные кинотеатры с круговым и стереоскопическим изображением (3D). Мне повезло, я побывал во всех таких кинотеатрах, это было в Москве и Ленинграде. Вот тогда я и услышал термин «анаморфная оптика». Он обозначал, что в данном кинотеатре идёт показ широкоэкранного кино.

Коллаж автора статьи.
Коллаж автора статьи.

Кинематографическая система того времени, предусматривала использование стандартной 35-мм киноплёнки и сферической киносъемочной оптики с проекцией на кадр «Супер 35». Для съёмки широкоэкранного фильма потребовалось бы создать новую плёнку и новую систему съёмочного и демонстрационного процесса. Стандарты на широкий экран были разработаны ещё в 30-х годах прошлого века. Но при очевидной потребности, технические проблемы стали серьёзным препятствием для массового продвижения новых стандартов в кинозалы страны и не только у нас. И вот кому-то пришла идея использовать для съёмки обычную плёнку и аппаратуру, но снимать кино надо через объектив с цилиндрической линзой. Таким образом, путем оптического сжатия изображения по горизонтали удалось разметить широкоэкранное изображение на обычную плёнку. Затем его через такой же объектив на проекторе разворачивали и показывали на широкий экран. С этого времени «широкий экран» шагнул в мир киноиндустрии. В 60-х годах в СССР по всей стране, широкоэкранные кинотеатры стали расти как грибы. Количество мест в таких кинотеатрах было от 500 и более, что давало большой экономический эффект. В последующем на базе новых кинозалов стали внедрять широкоформатное кино, и оно стало более зрелищным, наполненным новыми видео и звуковыми эффектами. В настоящее время кинематографическая система полностью перешла на стандарты Super Panavision 70 и IMAX. Эти форматы с любительской фотографией пока не пересекаются.

Новые стандарты кино. Коллаж: Автор статьи.
Новые стандарты кино. Коллаж: Автор статьи.

На этом заканчиваю исторический экскурс в события технического развития киноискусства очевидцем которых я стал.

Фотокамера с анаморфным объективом.
Фотокамера с анаморфным объективом.

В фотоискусстве анаморфная оптика появилась в тоже время, что и в кино. Но для применения новшества в среде фотолюбителей не было условий, а точнее сказать не было потребности потому, что оптическое превращение изображения требовало проекции с обратимой плёнки и место в квартире для широкого экрана.

Но в наше время цифровая фотография не требует оптического превращения картинки и её проекции. Сегодня фотографии можно просматривать на экране телевизора или компьютера с широким монитором.

Коллаж под редакцией автора публикации.
Коллаж под редакцией автора публикации.

Появились в продаже анаморфные объективы для фотоаппаратов разного типа. Это открывает новые творческие возможности для большого числа фотолюбителей. Формат матрицы APS-C практически совпадает с киношным Супер 35 и по отношению к нему она является «Полнокадровым форматом». Смущает только цена объектива, который не применим в повседневной съёмке фото «в семейный альбом».

Но что даёт аноморфия? Она дает возможность снимать панорамы без стыковок или применения широкоугольной оптики с большими пространственными искажениями. На самом деле оптическое анаморфирование это и есть искажение, но в одном направлении заданном цилиндрической линзой, например, по горизонтали. Такое сжатие легко обрабатывается цифровой техникой до первоначального вида. Полученные панорамы производят особое впечатление.

Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.

Широкоэкранная панорама отличится полным отсутствием дисторсии и естественным восприятием.

Дерзайте и у вас получится!

P.S. Как всегда, я старался не загружать статью цифрами, терминами и оптическими схемами. Желающие погрузиться в тему на академическом уровне всегда могут самостоятельно изучить материал. Как фотолюбители теперь вы знаете, что существуют возможности для развития своего творчества с помощью необычной оптики, открывшей широкую дорогу в развитии технического оснащения кинопроизводства в середине прошлого века.

Подписывайтесь, комментируйте, ставьте оценки. Это актуально!