Найти в Дзене
Михаил Холодковский

Загадка «НПИ» или несколько непечатных слов о настольно-печатных играх (ч.2)

СМ. 1-Ю ЧАСТЬ

ПЯТОЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "С":
С в о и


Так что же у нас?

Да, тоже есть фирмы - и не так уж мало. Приведу основные:

"
ЦПР" (Центр перспективных разработок). Фирма, с 1989 года остающаяся верной жанру НПИ. В ее активе - экономические ("Белая ворона", "Уолл-стрит", "Караван", "Пираты. Сокровища Темпоры"), военные ("Воины Кронотара", "SPACE. Masters of Universe", "Викинги"), фэнтези-квесты ("Синий рубин", "Мир Алахора"), "геймизации" литературной классики ("Затерянный мир", "Руслан и Людмила", "Волшебник Изумрудного города страны Оз"), исторические ("Монастырь Шао-Линь", "Эльдорадо"), феминистские ("Конкурс красоты", "Кулинарное лото") и др.
"
EGRI" ("Эгри-92"). Фирменная фишка этой компании - непременный элемент викторины в играх любых жанров - будь то экономичка "Синдбад-мореход", или квест-сиквел Конан-Дойля "Охота на динозавров в Затерянном мире", или диггерское приключение "Тайна московского подземелья", или спортивные симуляторы "Королевские гонки. Формула 1" и "Dream Team. Команда мечты".
"
Русские игры" ("Новые русские игрушки"). При внешней всеядности (от девичьего "Совет да любовь" и спортивных "Мотогонок" - до военно-исторических "Багратиона" и "Торпедоносцев"), особое предпочтение отдается спекуляции на раскрученных названиях - "Чужой", "Хищник", "Армагеддон", "Титаник"... (Впрочем, справедливости ради, они в этом не одиноки. Еще один "Титаник. Спасение утопающих" есть и у "Эгри", у них же - "Охотники за привидениями" - и у ЦПР тоже. См. также следующий абзац.)
"
Русский стиль". После традиционных сказочных "ходилок" эта контора занимает рубежи фантастики - издает стратегии "Звездные игры": вышел "Эпизод I. Эвакуация" (привет Лукасу!), готовится "Эпизод I I. Чужой" (салют лейтенанту Рипли!). Также в планах военка "Жабоиды" и серия "Звездный десант" (ау, Хайнлайн с Верховеном!)
Мало того, и книгоиздательства начали заводить себе подразделения НПИ: "Махаон", "Дрофа", "Росмэн", но особенно удачно - "АСТ". Ее отдел "
Astrel-games" действует по принципу, заимствованному у компьютерных фирм - выступает только издателем, нанимая независимых разработчиков - питерскую "Фан-гейм" ("Финансист", "Миллионер"), минскую "Марко Поло" ("Большой бизнес", "Русский бизнес"), а также индивидуалов ("Маклеры и Мафия", "Отель. Всемогущий портье", "Лабиринт Мерлина" и пр). Как нетрудно заметить, из жанров превалируют экономические (за исключением последнего - фэнтези-квеста).
Прочие примеры НПИ этих и других фирм приведу ниже.

Есть у нас и игровые журналы - но не для игроков, а для производителей и оптовиков: "1000 и 1 игрушка" и "Планета Детство", в которых - как и на периодических московских международных выставках "Toy & Game" - в одну кучу свалены плюшевые телепузики, оловянные солдатики, НПИ и трехколесные самокаты. (Самое время заметить, что рубрика "Вне компьютера" в "Игромании" - просто как глас вопиющего). Проводятся вышеназванными журналами и конкурсы на НПИ года, но не очень репрезентативные, так как в них участвуют далеко не все фирмы. (Впрочем, в прошлом году в "1000 и 1 игрушке" в номинации "Хобби-игра" победила "Саргона", а в категории "Настольная игра" - "Звезда".)

Последнее время и клубы растут, как грибы: саргоновские, вархаммеровские, звездинские... (К слову, еще одно немецкое впечатление. Раз в месяц их клубы проводят "день открытых дверей". В большом зале на длинных столах раскладывается клубная коллекция НПИ - около тысячи игр. Любой желающий может выбрать игру, а дежурный член клуба объяснит правила. Не идет из памяти картинка: молодая мама вкладывает своему грудничку в ладошку... шестигранный кубик - кидай, малыш, приучайся. Вот так с младых ногтей создается игровая культура нации.)

Про взаимосвязь наших НПИ с компьютерными я уж и не говорю - она ограничена пока только использованием игровых редакторов для облегчения жизни художникам. Так, поле для игры "Волшебные колпачки" (Русский стиль) смакетировано на основе Heroes of Might and Magic II, а в очертаниях города из "Такси. Безумный день" (Эгри) любой геймер узнает до боли знакомые образы SimCity.

Короче, некая жизнь в мире отечественных НПИ, конечно, идет, шевелится. Но главная беда и традиционные "грабли" - ориентация по-прежнему в основном на малышей - поэтому и торгуют только в "Детских Мирах" и "Домах Игрушки". (Кстати, когда эти магазины отказались брать у ЦПР игры "Вампиры" и "Оборотни" - мол, нельзя пугать детей - пришлось переименовать их и выпускать под названиями "Заколдованный замок" и "Таинственный остров").

Редкие попытки создания продвинутых, интерактивных НПИ для взрослых - "12 стульев", "Тайна замка Месгрэйв" (см. приложение), или совсем новая - "Магнат-книгоиздатель. Как написать, как издать бестселлер" (симулятор работы писателя-литагента-издателя от Астрель) теряются на фоне пестрых залежей продукции для карапузов.

Отечественные карточные проекты - робкие подражания модному жанру ТCG: "Магистр. Повелитель стихий" (Астрель, помесь MTG и "Монополии"), "Опрокинутый мир" (ЦПР, упрощенные BattleTech и Dune плюс игровое поле) и "Гулливер в Лилипутии" (Два Жирафа, военка с картами в качестве солдатиков) остаются пока исключениями из правил.

Определенным прорывом могут стать попытки создания некоего подобия отечественных игровых систем - и серийного выпуска цикловых НПИ.

Это прежде всего хорошо знакомая читателям сайта "Ролемансер" "Эпоха битв" (Звезда).

Нельзя не упомянуть также геленджикскую фирму "
Технолог" с ее наборами солдатиков и макетов, снабженными правилами и объединенными в циклы "Битвы Fantasy", "Старсис", "Киберпанк" и др. - эдакие Warhammer c BattleTech'ом русского разлива (хотя сами авторы своими вдохновителями называют компьютерные Dune и даже Doom.) Небезынтересны их варгеймы "Император", "Император-2" и квест "Тайна Темного Владыки".

Любопытен опыт промоушна экономической серии саратовского "
Юнси" - "Рынок", "Суперпотребитель", "Быки и медведи" (карточная!), "Олигарх" и пр. Экономисты по жизни, разработчики ухитрились прямо на поле первой же игры разместить проплаченную рекламу реальных фирм, и теперь - в полном шоколаде: имеют не только целую "линейку" собственных НПИ, но даже свою газету (!) и регулярные межрегиональные турниры.

А вот не удалось достойно раскрутить питерский проект "Битка" (
Фан-гейм) - оригинальное соединение классической "расшибалочки" (она же "сотка") и коллекции фэнтези-стикерсов (больше всего это походило на... нынешние DiskWars). Анонсированная этой же фирмой линейка паззлов и НПИ по "Владигору" так и не увидела света. (А ведь это была первая - и единственная пока попытка издать игру по отечественной фантастике!).

Внедряется потихоньку практика лицензирования для игр персонажей популярных фильмов (в противовес обычной пиратской спекуляции). Однако автору экономической НПИ "Незнайка на Луне", заказчики и создатели мультсериала - "Taro Entertainment" - сетовали, что мол, игра чересчур взрослая, в отличие от компьютерной "Незнайкиной школы". В случае "Новых Бременских" ситуация полярная - наряду с компьютерным квестом от той же "Буки", вышла НПИ от "Русских игр" - отстойнейшая ходилка. А фирма "
Степ-пазл" приобрела законные права на почти всех отечественных мультперсонажей и уже готовит игры по "Простоквашину", "Ну, погоди!", "Чебурашке" и пр. На подходе также новый мультсериал "Animal Wars", и сопутствующие товары к нему, в том числе карточная игра (нечто вроде русского "Покемона").

И еще под занавес пара хохм. По последним агентурным данным, настолки хочет клепать... фабрика "Красный Октябрь", и вкладывать в коробки с конфетами! А в игре "Соколиная охота" (Синти, Пермь) героем стал... В.В.Жириновский! Цель игры - с помощью Соколов не пропустить в Кремль западного бизнесмена и отечественного мафиози.

-2

ШЕСТОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "F":
Future, Final или... @№%& ?


Короче говоря, положение дел в отечественной индустрии НПИ таково: индустрия уже есть, вот достойных игр пока... По мнению вышеупомянутого журнала "Планета Детство", "с 99 года рост производства настольных игр в России приобрел взрывной характер". Да, шуму много...

На мой взгляд, все зависит от спроса. Доколе неразборчивые родители будут покупать своим чадам очередные ходилки по червонцу штука, а MTG-шники, BattleTech-ники и Warhammer-овцы - презрительно воротить нос от отечественных настольно-печатных игр, мы будем и в этой области плестись позади мировой цивилизации.

...Помните фильм и мультсериал "Джуманджи"? Что так возбудило фантазию авторов, что породило невероятные сцены пробегов слонов и носорогов, сметающих автомобили - и джунглей, проросших внутри квартиры? Да-да, именно они, обыкновенные НПИ - с киданием кубиков и передвиганием фишек по полю...

ПРИЛОЖЕНИЕ

-3

1. "Гусeк" ("Гусиная игра")

Французская игра XVI века, по правилам которой, игроки (коротая скучные осенние вечера) кидают кубик и переставляют фишки друг за другом (то есть, "
гуськом"). По дороге к финишу (к 63 клетке) попадаются всяческие неожиданности: "колодец" (пропусти 2 хода), "череп" (назад на №0), и пр. От препятствий иногда спасают жетоны (изначально по 12 у каждого). "Гуськом" увлекались во всей Европе (как простые люди, так и, скажем, император Наполеон). Нетрудно заметить, что именно отсюда "растут ноги" современных НПИ.

-4

2. "Пираты"

Художник, бывший моряк, Владимир Михайлович Голицын 70 лет назад придумал и нарисовал серию продвинутых исторических НПИ: "Пираты", "Захват колоний", "Беглые" и др. Благодаря хвалебному отзыву самого Горького они были включены в издательский план "Мособлосвода", но... после обвинения в "несоветскости" тираж "Пиратов" пошел под нож, а потом редактора и самого Голицына постигла типичная для 30-х годов печальная участь. Его детям чудом удалось сохранить оригиналы ручной работы, и спустя годы наконец-то издать часть игр. Но, похоже, полиграфическое качество, которое им смогли предложить журнал "Пионер" и издательский дом "Аргументы и Факты" не очень устроило наследников, и в настоящее время они пристраивают дедушкино творчество в Англии. Бог в помощь...

-5

3. "Monopoly" ("Монополия")

Придуманная в 1935 году, в США периода депрессии, когда тысячи людей потеряли свои сбережения, именно эта игра пришла им на помощь. В самом деле, что может быть более утешительно - сидеть без цента в кармане и ворочать миллионами - хотя бы на игровом поле! Каждый игрок воображал себя Ротшильдом, скупая целые кварталы улиц и получая проценты с построенной недвижимости (пластмассовых домиков). Игра любима до сих пор, нынешний издатель, Hasbro, рядит ее в модные одежды ("Star Wars", "Pokemon", "The Simpsons" и пр.), переводит на компьютер (что не способствует играбельности), но культ есть культ.

Умонастроения экономического кризиса всегда были близки и понятны советскому народу - отсюда и популярность рукописной "Монополии" в эпоху застоя, и поэтому же прилавки эпохи гласности запестрели названиями "Кооператив", "Бизнес 2000" и прочими копиями и клонами знаменитой американской НПИ. Некоторые были даже самобытны - когда использовали отечественные экономические реалии, да еще с долей сатиры и юмора ("Очередь", "Белая ворона"). Под измененными названиями ("Менеджер", "Миллионер") игру у нас издают до сих пор.

-6

4. "Die Siedler von Catan" ("Поселенцы Катана")

Экономическая стратегия на тему средневековья, созданная в 1994 году знаменитым и плодовитым немецким гейм-дизайнером Клаусом Тойбером для фирмы "Kosmos". Игроки на гексагональном поле осваивают территории, разрабатывают ресурсы, обустраиваются и подсчитывают барыши. После выхода базового набора появились расширения - "Stadte & Ritter" ("Города и рыцари"), "Seefahrer" ("Мореход"), затем исторические сценарии - "Alexander", "Cheops", а с приходом моды на MTG - и карточная версия со специальным турнирным сетом и новыми бустерами (в частности, с магией). О культовости игровой системы говорит хотя бы издание посвященной ей газеты. За пределами Германии более известна компьютерная версия - "Settlers", во многом уступающая НПИ-оригиналу. На английском языке эта НПИ выпускается компанией Mayfair и носит название "The Settlers of Catan".

-7

5. "12 стульев"

Первая отечественная НПИ для взрослых талантливого автора Юлии Рябининой, изданная ЦПР. Движение по игровому полю идет через развилки известного сюжета Ильи Ильфа и Евгения Петрова (аналогично перемещению между локациями в компьютерном квесте), а игровые карточки вносят элементы стратегии и противоборства (например, один игрок может отправить другого в милицию за кражу очередного стула, а сам - получить спецпропуск на пароход, и т.п.). Карточки стульев лицом вниз выкладываются в ряд из 12-ти, и бриллианты могут быть обнаружены в любом из них. (На московском чемпионате по настольным играм в январе 1999 года, проведенном ЦПР совместно с "Курд-груп" игра вызвала интерес, но к сожалению, переиздания до сих пор нет).

-8

6. "Тайна замка Месгрэйв"

Игра-симулятор классического детектива, авторства известных разработчиков - Андрея В. ("Руслан и Людмила", "Гулливер в Лилипутии", "Незнайка на Луне" и др.) и Ильи Оказова ("Путешествие на край света", "Охота на единорога"). Протестированная в сокращенных версиях ("Убийца в замке" в газете "Семь дней" и "Тайны старинного замка" в журнале "Пятнашки"), игра принципиально отличается от западных аналогов ("Cluedo", "Master Detective"). Синтезируя приемы "гуська", покера и РПГ, игра моделирует ситуацию закрытого помещения, когда каждый игрок-персонаж хранит свою тайну, одновременно подозревая всех остальных. За столом создается атмосфера типичного детективного саспенса, напряжения, способного разрешиться в любой момент самым неожиданным, даже юмористическим образом (например, среди тайн, кроме типично криминальных - Сыщик, Убийца, Вор, Шпион, есть совсем не наказуемые, вроде "Тайного Обжоры"). Короче - рулезз. Издатель - Астрель.

(С)
Norman Desmond. 2001

Настолки моего авторства