(ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФАЛЬШИВКИ).
Впервые об этом я услышал на лекциях доктора исторических наук, профессора, Исая Павловича Шмидта в 1966 году, обучаясь на историко-филологическом факультете Южно-Сахалинского пединститута. Он читал у нас в группе курс истории КПСС. В это время ему было уже 70 лет, он был для нас живой легендой, революционер – большевик с дореволюционным стажем, осужденный за революционную деятельность на 13 лет каторжных работ в 1915 году. Первый раз за участие в рабочем революционном движении он отбывал срок в одесской тюрьме с Г.И. Котовским, а в годы гражданской войны стал комиссаром в его бригаде.
Это был человек энциклопедических знаний, любящий свою работу, не боящийся поднимать на своих лекциях острых вопросов. Так, от него, я впервые услышал о «Деле Дрейфуса», «дрейфусарах» и «антидрейфусарах», «Протоколах сионских мудрецов». Конечно, сегодня, (а мне в ту пору было всего 17 лет), я не помню подробностей его выступлений по данной теме. Помню только, что он подробно рассказывал нам о якобы «тайной ночной сходке» на еврейском кладбище в Праге, об антисемитизме в европейских странах и дореволюционной России, и о фальшивке, пресловутых «протоколах».
Конечно, в СССР, который проводил политику интернационализма и дружбы народов, эта фальшивка хранилась в специальном книжном фонде, к которому редко кто имели доступ. Первый раз в мои руки попал отпечатанный типографским способом, экземпляр этой антисемитской макулатуры ( «Протоколы сионских мудрецов» и «Катехизис евреев в СССР») на излете перестройки.
Я хорошо помню слова И.П. Шмидта о том, что эта фальшивка возникла на волне громкого процесса по делу «германского шпиона» Дрейфуса, которое сотрясало Францию с 1894 –по 1899 год, когда Дрейфус был помилован по требованию США, которые отказались, в противном случае, присутствовать на Всемирной парижской выставке 1900 года. В 1906 году Дрейфус был реабилитирован.
«Протоколы сионских мудрецов» получили широкое распространение в довоенной и послевоенной Европе. Они «раскрыли будущему фюреру немецкой нации» глаза на потайную механику мира, стали для него настоящим манифестом «коричневой революции». Гитлер добросовестно переписал оттуда планы «еврейского заговора», по захвату мирового господства «малым народцем».
Человек, открывший «протоколы», узнает из них, что еврейская элита намеревалась хитростью и коварством извести родовую знать. Что евреи стремятся заменить старый порядок декадентской демократией. Что они планируют захватить (а может уже захватили?) все золото мира, все банки и средства массовой информации. Что они разрушают «традиционные ценности», что капитализм, либерализм или коммунизм – это различные формы планомерного разложения общества евреями. Что евреи, завладев, наконец, миром, поставят царя из рода Давидова править и володеть всеми народами. И те пребудут у него в подчинении…
Эта тонкая книжица стала сводом самых распространенных предрассудков в отношении евреев - своего рода «антологией антисемитских идей». Эти идей были омыты кровью 6 миллионов евреев, уничтоженных в годы Второй мировой войны и прокляты. Казалось, что вместе с начетчиками этих идей, заветов и лозунгов (типа «Долой паршивый еврейский капитализм»!), должна была исчезнуть из памяти людской и сама эта брошюрка. Но она жива, ее идеи все также соблазнительны. В странах арабского мира «Протоколы» издавались около полусотни раз. Даже в «цитадели демократии», «граде на холме», в США, начиная с 1990 года, вышло более 30 изданий.
Как установлено сегодня, «протоколы» были состряпаны выходцами из России. Непосредственно к нему руки приложил П.И. Рачковский (1853 -1911). В Петербурге его считали корифеем фальсификаций и блестящим мастером идеологической пропаганды. В 1882 году Рачковский возглавил парижское бюро царской охранки. В те годы в Париже жила большая колония русских революционеров – мигрантов «минус первой волны». Рачковский внимательно следил за их деятельностью. Ему помогали обширные связи. В частности, он был хорошо знаком с начальником парижской полиции и, при случае, посещал салон его супруги Жюльетт.
К концу 19 века в царской России жили около 5 млн. евреев. Большинство из них было вынуждено ютиться за «чертой оседлости» - в нищих городках и местечках Украины и Белоруссии. Но некоторые из них богатели, становились миллионерами-купцами. Это вызывало обиду и зависть. Возникали мысли: именно евреи грабят доверчивых русских крестьян, скупая за жалкие гроши плоды их тяжелого труда – пеньку и лен – главный источник крестьянских доходов. Так «не наихудших людей в России», по словам Н. С. Лескова, «назначили» виновниками нищеты народа. Этих иноверцев, непопулярных к тому же и в других странах, было легко обвинить во всех бедах.
Историки, исследовавшие этот вопрос, предполагают, что в высоких проправительственных кругах было решено поручить искусству г-на Рачковского инспирировать антиеврейскую кампанию. Из этого можно было извлечь несколько выгод:
1. С помощью этой фальшивки дискредитировать нарастающее революционное движение. Молодых людей, шедших в революцию, можно было бы представить пособниками «международного еврейства», что вызовет неприязнь к ним.
2. Евреев, особенно состоятельных, можно этим принудить к эмиграции из России. Это даст преимущество их русских конкурентам.
3. Это поможет поправить международный престиж России. Погромы – пережиток средних веков - могут быть оправданы лишь тем, что евреи готовили «заговор» против правительства и даже «против всех в мире правительств».
4. Наконец, была удобна и международная ситуация. Францию расколола борьба сторонников и противников Дрейфуса. В это же время, в августе 1897 года, в Базеле состоялся Первый сионистский конгресс. В этом «кагале» евреев, собравшихся со всего света, легко было увидеть прообраз «тайной сходки колен Израилевых»…
А теперь проследим хронику рождения фальшивки. 6 июня 1891 года Рачковский изложил своему начальнику в Петербурге свою идею дискредитации революционного движения с помощью фальшивки. Но власти долго колебались. Работа над фальшивкой началась лишь в 1894 году, когда начался процесс по «Делу Дрейфуса». Основным источником стал памфлет Мориса Жоли «Диалог в аду между Макиавели и Монтескье, или Политика Макиавели в 19 веке», которая была напечатана во Франции в 1864 году. А так же роман Хермана Гедше «Биарриц», вышедший в 1868 году, а именно глава романа озаглавленная «На еврейском кладбище в Праге».
Первый вариант «Протоколов» был написан по- французски в 1897 году. Русская аристократка Екатерина Радзивилл видела их рукопись, читала ее, как признавалась много лет спустя. Затем «Протоколы» были переведены на русский язык.
Наступил решающий момент. Как преподнести их публике, чтобы она не распознала подделку? Малейший промах и произойдет крупный скандал!
Историки довольно точно проследили судьбу рукописи на ее пути от фабрикации к читателю. Первым звеном в этой цепочке стала Юлиана Дмитриевна Глинка, дочь русского посланника в Лиссабоне, фрейлина императрицы, поклонница Блаватской. Она любила посещать в Париже салон Жюльтт Адам и, возможно, была сотрудницей Рачковского. Вот она то и призналась, что при весьма необычных обстоятельствах завладела некой рукописью…
Однажды ей довелось нанести визит знакомому еврею по фамилии Шапиро. Был уже поздний час. Внезапно ей бросилась в глаза рукопись, написанная по - французски. Любопытная дама пролистала ее и, поняв, что имеет дело с чем-то в высшей степени секретным, начала переводить ее на русский язык. В ту ночь она так и не покинула дом Шапиро, проведя время с пером, чернилами и бумагой. Эта трудолюбивая дама к утру следующего дня перевела все 80 страниц понравившегося ей текст, опрометчиво оставленного гостеприимным хозяином.
Вернувшись в Россию, дама поделилась своей добычей с жившим поблизости майором в отставке Алексеем Николаевичем Сухотиным. Она уверяла его, что рукопись «добыта из тайных хранилищ главной сионской канцелярии».Сухотин немедленно вручил ее своему соседу по имению – правительственному чиновнику Филиппу Петровичу Степанову. «Он сказал, что одна его знакомая дама (он не назвал мне ее имени), проживавшая в Париже, нашла ее у своего приятеля (кажется из евреев). Перед тем как покинуть Париж, тайно от него перевела их и привезла этот перевод, в одном экземпляре, в Россию и передала этот экземпляр»,- вспоминал много лет спустя Степанов.
Не подозревавший подвоха чиновник стал первым распространителем этой рукописи. Он озаглавил ее «Порабощение мира евреями» и отпечатал сто экземпляров на гектографе. Чтения этих листков были удостоены видные сановники, министры и даже члены дома Романовых – великий князь Сергей Александрович, дядя императора, его супруга Елизавета Федоровна, сестра императрицы. Многие из читавших заподозрили здесь интриги охранного отделения и поспешили держаться подальше от скандального памфлета. Однако великий князь и его супруга были убеждены в подлинности приведенных откровений. Дядя ознакомил с «Порабощением мира» своего племянника – императора Николая Второго - и его жену Александру Федоровну. Поначалу царь был поражен прочитанным: «Какая глубина мысли»! Однако узнав от своих министров, какого происхождения эта рукопись, он пришел в ужас. В своем дневнике он записал, что решил отказаться от какой-либо поддержки этого сочинения: «нельзя чистое дело защищать грязными способами».
Экземпляр рукописи попал и в руки Павла Крушевана - редактора – издателя газеты «Знамя»,одного из лидеров «черной сотни», организатора погрома в Кишиневе, где было убито 45 евреев. Куршеван сразу посчитал «протоколы мудрецов» подлинным документом и в 1903 году опубликовал их на страницах своей газеты под названием «Программа завоевания мира евреями». Публикация вызвала большой интерес в обществе. Окончательную точку в истории этой фальшивки поставил в 1905 году литератор Сергей Нилус. Богатый помещик Орловской губернии, долгое время жил в Биаррице со своей любовницей. Но получил пренеприятнейшее известие от своего управляющего: «Я разорен, оказывается»! Вся его жизнь теперь пошла иначе. Он начал искать везде заговоры, звезды Давида. А протоколы его поразили до такой степени («Это же документ»!), что он выпустил их приложением к своему роману «Большое в малом и Антихрист как близкая политическая возможность». Эту роскошно изданную книгу Нилус готовился преподнести Николаю Второму. ( Императрица российская умерла, можно сказать, с «Протоколами» в руках, как и положено «жертве еврейского заговора»: в доме Ипатьева, где она провела последние дни, у нее были лишь три книги – Библия, первый том «Воины и мира» и роман Нилуса с «Протоколами»)
Большая часть читавших это сочинение верила всему, что в нем написано. Протестовали лишь некоторые интеллигенты. Так, резко раскритиковал «Протоколы» Максим Горький.
После февраля - октября 1917 года, когда к власти пришли товарищи Ульянов-Бланк, Зиновьев-Радомысльский, Каменев- Розенфельд, Свердлов, Троцкий – Бронштейн, наследники русских старинных фамилий бежали на Запад, увозя в своих чемоданах и радикюлях брошюру, в которой задолго до революции было «точно предсказано» все, что произойдет в стране. Спасенные от русской революции «Протоколы» нашли на западе питательную и взрыхленную почву антисемитизма и начали поистине триумфальное шествие по всем европейским странам. Первым делом они вернулись туда, где появились на свет – во Францию. Но особенно благодатную почву «Протоколы» нашли в Германии.
В 1918 году в Германии вспыхнула революция. Возвращаясь домой, немецкие солдаты и офицеры не узнавали свою страну - она катилась в хаос, стала игрушкой в руках фанатичных агитаторов и взбунтовавшихся солдат. Под напором превосходящих сил Антанты, разоренная войной Германия капитулировала. После такой катастрофы нельзя было не задуматься над тем, кто виноват в произошедшем. Эта мысль билась много раз в воспаленном мозгу самого знаменитого немецкого маргинала 20 века – Адольфа Гитлера. Те же мысли бились в умах многих его сограждан. Строчки из «Протоколов» отозвались сотнями страниц «Mein Kampf».
Большой популярностью «Протоколы» пользовались и в среде победителей. В 1920 году появилась их первая английская версия. Ее распространил московский корреспондент «Морнинг пост» Виктор Марслен. Он пережил в России страшные времена и теперь был убежден, что все худшее в этом мире происходит от евреев. Впрочем, большинство жителей Великобритании – страны, где премьер-министром почти десять лет был еврей Бенджамин Дизраэли,- скептически отнеслось к этой публикации: «Если плодом совещания самых видных евреев всего мира, вобравших в себя всю мудрость, накопленную поколениями их предков, является эта скромная книжица, то впору усомнится в мудрости и уме еврейской расы». У брошюры нашелся влиятельный почитатель и в США – автомобильный магнат Генри Форд. В 1920 году он опубликовал «Протоколы» на страницах издаваемой им газеты «Dearborn Independent». Вдохновившись ими, Генри Форд даже издал свой собственный опус, посвященный той же самой теме: «Международное еврейство». В нем он обвинил евреев во всевозможных преступлениях, например в том, что, растлевая души простых американских рабочих, они придумали такие порочные развлечения, как синематограф и джаз. Впрочем, борец с Сионом выбросил белый флаг и взял свои обвинения обратно, поскольку они вредили репутации фирмы. Ему пришлось даже публично извиниться и изъять не распроданный тираж своего опуса и сжечь его. Наивный Форд! Джин был уже выпущен из бутылки. В Европе его книга пользовалась бешеным успехом, хотя автор, обращаясь в судебные инстанции, требовал немедленного запрета на ее перепечатку. Но Форд на всю жизнь сохранил симпатии к нацизму, сотрудничал с Гитлером. Треть грузовых автомобилей рейха были выпущены на его заводах. Поставлял он в нацистскую Германии и авторезину.
И это несмотря на то, что в 1921 году мистер Грейвс на страницах своей газеты опубликовал серию сенсационных статей, в которых разоблачил «Протоколы» как давнюю фальшивку. Он убедительно доказал, что речь идет о плагиате. Составители «протоколов» ухитрились втиснуть в свой опус почти 40% текста, украденного у Жолио.
Однако прицельный выстрел мистера Грейвса, пришелся в «молоко», так как «протоколы вот уже второе столетие тревожат умы людей, превращая их отчаяние и смутные протесты в отчетливую, непреходящую ненависть к евреям…
В тридцатые годы у знаменитого Герберта Уэльса спросили: «Протоколы сионских мудрецов» это правда? Заговор сионских мудрецов, был ли он или нет? Он ответил: «Какая разница, это неважно! Главное, что все произошло так как там написано».
В наши дни «Протоколы» и «Международное еврейство» Форда перепечатывают столь же исправно, как выпускают автомобили «форд».
«Протоколы сионских мудрецов» благополучно пережили вторую мировую войну и поражение гитлеровской Германии, денацификацию и судебные преследования за профашистские взгляды, так как на них тоже лежит, пусть и косвенная, вина за холокост.
Двадцатое столетие скрылось за горизонтом, а между тем все новые пачки «Протоколов» появляются на лотках. Их ядовитые откровения все так же принимаются на веру. Их почитатели по-прежнему видят в каждом еврее «таинственную машину» для уничтожения европейских и азиатских народов, приведенную в действие некими «кукловодами» с Сиона и готовы отстаивать чистоту своей расы с оружием в руках, как украинские нацисты.