Впервые иллюстрации Игоря Олейникова к сказкам Пушкина я увидела ровно четыре года назад на фестивале «Красная площадь», тогда основой темой дня было 220-летие со дня рождения поэта. На встречу мы попали почти случайно, это был тот редкий случай, когда мы просто пришли показать детям площадь. Встреча с художником вдохновила и впечатлила не только детей. Я в первый раз слушала о работе мастера от него самого.
Самым удивительным мне показалось то, что профессионально рисовать он не учился, но всю свою сознательную жизнь рисовал. В книжную иллюстрацию пришел из мультипликации. В иллюстрациях Олейникова нередко можно встретить раскадровку, которая показывает действие в движении. Ряд последовательных иллюстраций с фиксацией на изменениях невероятно завораживает. Необычные детали помогают сделать персонажей более яркими, заставить читателя задуматься, вникнуть в историю и взглянуть на привычное под иным углом.
Эти иллюстрации к сказкам Пушкина именно такие. Они могут нравиться или не нравиться, но равнодушными вряд ли кого смогут оставить.
Художник в своих интервью достаточно часто повторяет, что писатель должен отвечать за каждое написанное слово, если это есть в тексте, то почему бы это не нарисовать.
В финале «Конька-Горбунка», если вы помните, есть фраза про царя: «Бух в котел и там сварился». Никто ее не замечает, ну как бы раз и все. А вы на секундочку представьте себе, что такое кипяченое молоко… кипяток из молока. Суньте палец в такое молоко, а тут упал и никто не замечает. Для меня это было некое откровение. Сказки — это целый пласт довольно жестокий и страшноватый. И получаются уже не детские книжки, совершенно не детские, а довольно взрослые, потому что там и кровь и тому подобное.
Подобный подход мы видим и в иллюстрациях к сказкам Пушкина.
Например, «Сказка о семи богатырях», где появилась молодая царица, на которой женился царь. Она решила уничтожить свою соперницу — дочь царя - и отправляет ее в лес, в лесу ее бросает. Вы можете себе представить каково девочке брошенной зимой в лесу. В незнакомом лесу, поставьте себя на ее место. Заблудиться-то страшно, когда не находишь дороги через пять минут, а тут навсегда брошена в лесу. Мне захотелось передать атмосферу всех этих сказок. Они все такие, сказок веселых вообще нет. Все сказки довольно страшные. Персонаж идет от испытания к испытанию и только в конце благополучный финал. У меня такой подход ко всем сказкам.
Олейников не просто фиксирует написанное поэтом или писателем, а усиливает, заставляет подумать, посмотреть и увидеть все в несколько ином свете. Ни для кого не секрет, что изначально практически все народные сказки достаточно жестокие, хотя и и имеют в своей основе поучительный и развлекательный элемент, но вот детскими эти сказки стали не так давно.
Своеобразно, но невероятно бережно относится к этим сказкам художник. Привычные с детства образы трансформируются, и тем не менее художник четко аргументирует свою позицию и указывает на доказательства в тексте.
«Жили старик со старухой в старой землянке тридцать лет и три года..., а что починить нельзя было землянку? Я просто задаю себе вопрос, как бы я поступил, а как-то немножко починить землянку? Ну ты же ходишь в море, у тебя руки есть. Корыто разбито. Ну хорошо, разбито, ты можешь корыто починить? Следовательно, корыто разбито - им даже стирать не в чем свою одежду. Помните, как все изображают старуху и старика? В беленьких рубахах, чистеньких лапоточках. Но они даже не стирают ничего, корыто разбито. Поэтому они два таких грязных, вонючих бомжа. Старик-то еще в море ходит, он хоть как-то мокнет в воде, а старуха нет, от нее пахнет просто. Вот такие они, вот так они жили. Вот так вот постепенно начала разматываться ниточка.
Любит художник и необычные детали, которые добавляют персонажу изюминку, заставляют задуматься над его историей.
Я взял и нарисовал старухе золотой массивный перстень на руке. Я люблю такие детали, когда появляется история у персонажа, когда у грязной оборванной старухи массивный золотой перстень на пальце. Сразу же возникает вопрос, а что это?
Это целая история жизни. Это из анимации, мой режиссер Эдуард Назаров меня научил. Возьми персонажа, забинтуй палец и сразу будет непонятно, а что это, где он был и что случилось? Масса таких мелких деталей очень оживляет изобразительный ряд.
Игорь Олейников невероятно точен в изображении места действия.
Я точно определил место действия. Старуха просит у золотой рыбки избу, не хату. А избы были северные большие, следовательно, дело происходит на севере у северного моря. А золотая рыбка, которую все рисуют китайским вуалехвостом с короной но голове, как будто срисовывают друг у друга. Я говорю нет, раз Белое море. Какие там рыбы? Корюшка. Сначала золотая рыбка у меня — корюшка.
Интересно художник описывает и эмоции героев сказки и изменение образа рыбки.
Вот представьте себя на месте старика, когда у вас в руках заговорила рыба. Что с вами будет? Она заговорила! И вы в ужасе ее бросаете. У меня старик также нарисован, в ужасе бросает эту рыбу. Но она продолжает говорить и начинаются желания. А рыбка от желания к желанию меняется, ее обуревает раздражение и она становится все больше и больше: становится камбалой… я проследил все эти рыбы есть в Белом море, все биологически все верно. Потом она превращается в акулу, акулы заходят в Белое море.
Если вы были заинтригованы историей массивного золотого перстня, то художник дает ответ и на этот вопрос.
Старуха все богатеет, богатеет, становится царицей с золотым кубком и пьет, она все время пьет вино из золотого кубка. И в конце, когда она снова оказывается у разбитого корыта, перед ней стоит этот золотой кубок, потому что рыбка, в напоминание обо всем оставила ей этот кубок, чтобы она смотрела на него и помнила, что потеряла. И тут я понял откуда взялось это кольцо, этот перстень. Все происходит не в первый раз, во второй раз, как минимум, от первого раза перстень остался.
Не менее интересно описывает мастер и работу над «Сказкой о попе и его работнике Балде».
С Балдой я решил тоже поменять знаки. Поп у меня стал хорошим, а Балда стал плохим. Если задаться такой целью и посмотреть, что получится, а дальше тебя уже самого ведет. Раз поп хороший, а Балда плохой. Наверное, он язычник. Он у меня нарисован с солярным символом, профессионально уничтожает попов. Он ведь говорит, я поработаю на тебя практически бесплатно. Соблазн велик, он сам его соблазняет. Я буду работать даром, не всякий устоит. И дальше происходит то, что этого Балду полюбили и дети попа, и вообщем все в него влюбились, как тятю его воспринимают, а он там работает и работает. Но он же прекрасно знает, чем все кончится. К чему все идет, а дети-то любят, а он такой. Сначала у меня погибает бедный бесенок, который надорвался с кобылой. Далее история с попом.
У Пушкина, между прочим, очень хорошо описан инсульт, до потолка подпрыгнул, затем лишился речи, а потом вообще умер.
И последняя картинка, стоит Балда, а на фоне кладбища, кресты. Я решил, что это будет кладбище убитых им попов. Вот такой персонаж.
Невероятно интересно слушать и узнавать что-то новое о работе, подробностях.
Про «Сказку о царе Салтане» я запомнила несколько любопытных моментов.
Царица с ребенком плывут по морю, ребенок в бочке растет и, когда бочку прибивает к берегу, на привычных иллюстрациях мы видим полностью одетых героев, но Игорь Юльевич отмечает, что неоткуда одежде появиться в закрытой бочке, да еще посреди моря, поэтому одежда Гвидона — это матушкин платок, которым он прикрывается.
Белочка с орешками — это не зверюшка, а хитроумная механическая игрушка родом из Китая.
Царевна Лебедь у художника тоже не так проста, она оборотень, который превращается в лебедя по необходимости.
И последняя картинка к сказке, обратите внимание на три бочки…
Вот такая интересная встреча и необычный взгляд на любимые с детства сказки.
Какая из сказок Александра Сергеевича Пушкина самая любимая?
Цитаты - практически дословная расшифровка фрагмента записи, который у меня сохранился с творческой встречи с Игорем Олейниковым на фестивале «Красная площадь» в 2019 г.