Найти тему

Жизнь червей и не только

Забой
Забой

В пятом классе к нам добавились чукчи, до этого они учились в чукотском посёлке – Рыркайпий. Имена у ребят были русские, а фамилии чукотские.
Своей письменности чукчи не имели. В наше время уже появилась чукотская кириллица, поэтому детей учили сначала письменности чукотской, а затем русской. Им было не легко приспособиться к нашей жизни. Мы это не особенно понимали, или не хотели понимать. Сначала, мы восприняли их, как людей с другой планеты, но учителя, как могли, объясняли нам, что это была их территория, их стихия. Директор школы Николай Кайтанович даже свозил нас на экскурсию в тундру, где в это время проходил «забой». Зрелище не для слабонервных: мальчишки оленей ловят, взрослые - забивают, а девочки шкуры с них снимают. И в этом участвуют наши одноклассники! Таким образом, они два поселка мясом обеспечивали на весь год!
После этой поездки отношения стали более доброжелательными. Девочки, вернее уже девушки, были постарше нас и вполне физически оформившиеся, тем не менее, мы вместе с удовольствием болтали о «своем, о девичьем». Аня Вытелинав откуда-то знала все поселковые сплетни. Со снисхождением смотрели мы на мальчишеские чукотские игры: один бежит, подняв вверх руку, а другой набрасывает на его руку аркан. Скоро и наши мальчишки были вовлечены в игру «поймай оленя». В футбол уже все вместе гоняли. Лучшим бомбардиром был Вовка Такуй! Все так и кричали: «Такуй, атакуй!»
Тем не менее, всегда находились любители подшутить над наивными чукотскими детьми. Например, проходим по биологии червяка, а какие черви в тундре, кто их видел? Нету их! А тут вопрос учителя — с помощью чего передвигается червяк? Роберт Нноко, думает, сопит, пытается представить себе этого червяка, но ничего не получается. Тут от соседа по парте приходит подсказка и Роберт с удовольствием сообщает, что червяк передвигается с помощью испражнений! Все хохочут и он тоже, хотя не понимает, почему и над чем все смеются! Трудно им было понять жизнь червей, а нашу жизнь тем более! Бывало, что картошку пытались выдать за яблоко и получалось – откусывали «яблочко»! Надо сказать, такое случалось и с русскими детишками, родители которых приехали деньги зарабатывать и не тратились на отпуск на материк. Дети за три года безвылазной жизни на Чукотке так дичали, что тоже могли съесть картошку вместо яблока.
А жизнь продолжалась! Мы летом уезжали в отпуск, на каникулы, на материк к бабушкам, а чукотские дети — в тундру оленей пасти.
Настоящим героем стал Сережка Тымнэ! За хорошую учебу его отправили в лагерь "Артек". Как уж он там выжил, в этой жаре, трудно представить. Возвращался наш герой через Москву. Конечно, его по городу покатали, в музеи всякие сводили, в парке на качелях - каруселях покачали, а потом еще и интервью взяли! Так появилась в «Пионерской правде» статья: спрашивают Сережку, «как тебе Москва, понравилась, какая она»? А Сережа отвечает — «Москва большая, как тундра, шумная, как море и красивая, как полярное сияние»!