Найти в Дзене
Александр Анучкин

Русский как иностранный

Заканчивается Пушкинский день - День Русского Языка - но я ещё успею заскочить в последний вагон, чтобы отрефлексировать сегодняшнее заявление Д.А. Медведева: "Сейчас в некоторых классах каждый пятый ребенок не говорит на русском".

Кто я такой, чтобы поправлять уважаемого человека, поэтому просто уточню: кое-где - каждый второй.

Когда-то в прошлой жизни я учился на филфаке педуниверситета, а где-то в параллели существовал факультет РКИ - "русский как иностранный". Там готовили учителей-словесников, которым предстояло работать с теми, для кого русский не является родным. Честно сказать, не задумывался тогда, где собирались преподавать учившиеся там студенты, но теперь понимаю: в обычных подмосковных, челябинских, волгоградских, петербургских школах. Или в школах где-то на окраинах нашей дорогой столицы, где подозрительно дешевые по московским меркам квартиры, а на улицах такой речевой Вавилон, что чувствуешь себя натурально на восточном базаре. Где этнический криминал - реальность для тех, кто ещё не начал подготовку к проклятому ЕГЭ, причём ходят юные ауб-бандиты не где-то там, а по тому самому школьному двору: воистину, покинешь такой - разрыдаешься. От счастья.

Школ таких - всё больше, а попытки решить проблему всё чаще напоминают отписки: приняли решение, написали программу, внедрили в пилотном учреждении, порадовались, разошлись. По итогу, из классов, где мигрантов треть (или больше), русскоговорящие (я специально даже не пишу сейчас русские, поскольку проблема касается не только их) родители забирают детей. Почему? Зачастую, дело вовсе не в криминале. Просто уровень преподавания падает: дети приезжих не воспринимают программу, её приходится упрощать год от года, иначе будут одни двоечники. Так получаются классы, которые почти полностью укомплектованные детьми приезжих, тех, для кого русский язык никогда не был и - увы - не станет родным.

-2

Дети - не виноваты. Они заложники родителей, которые в поисках лучшей доли приехали сюда. А дальше поступают со своими чадами так, как считают нужным. Есть свидетельства, что до четверти детей мигрантов вообще не посещают школы и не знают русский от слова "совсем".

И вот тут мы выходим сразу на две проблемы, и обе имеют глобальный характер:

Первая. Тотальная, оголтелая инклюзия. Это очень хорошо, что школы в России (редкий случай) скопировали что-то хорошее на Западе: мы перестали отправлять "особых" деток, у которых от рождения есть какие-то особенности в развитии, в закрытые учреждения, больше похожие... Нет, не скажу, не хочу обижать людей, которые там работают, они святые - правда. А инклюзия - чудесно, ведь среди самых обычных мальчишек и девчонок такие особенные ребята получают реальный шанс на образование, социализацию и успешное будущее. Среда тянет, вытягивает, адаптирует их, готовит к взрослой самостоятельной жизни. Но есть жёсткий норматив: в классе на 25 человек, может быть не более 2 детей с ОВЗ. Если таковых вдруг больше, то и обычных должно стать меньше: иначе у педагога не получится полноценно учить ни первых, ни вторых. Инклюзия провалится. Точно также, смею утверждать, происходит в классах, где половину учеников надо обучать по программе РКИ, а половину - по обычной. Плохо будем всем. И учителю, кстати, тоже. И государству, которое потом будет вынуждено что-то делать с безграмотными учениками. Но стоит иному педагогу заикнуться о квотировании деток мигрантов, как в него немедленно летит залп отборнейших гитлеров: наши доморощенные (вполне себе русскоязычные, получившие хорошее образование в престижных школах) правозащитники очень любят требовать, но категорически не умеют думать о последствиях. Однако - имеют вес.

Вам смешно? Мне - нет.
Вам смешно? Мне - нет.

Вторая. Отсутствие контроля. Я настаиваю: современное государство (оно может называть себя "либеральным", "демократическим", "тоталитарным" - без разницы) обязано контролировать процесс воспитания и образования детей. Простите за банальность: это единственная актуальная инвестполитика. Она на порядок важнее размещения облигаций и даже финансирования всеми любимого и зацелованного IT. Иначе мы рискуем в один прекрасный миг оказаться в точке, где написать своё имя без ошибки и расписаться в зарплатной ведомости смогут процентов 10 населения, а остальные будут пригодны лишь для переноски тяжестей и воспроизводства себе подобных; интеллектуалов, как и дремучих невежд, формирует среда.

Нельзя формировать классы из детей, неспособных написать слово "мама". Нельзя до бесконечности упрощать программу - в угоду моменту ли, "строительному лобби" или любой другой "княгине Марье Алексевне": в перспективе будет очень и очень плохо. Всем плохо, урощенцам - тоже.

Любимому и дорогу Министерству просвещения, пожалуй, стоит всерьёз заняться именно этими двумя проблемами, а не выступать с потрясающими инициативами вида "запретить детям пользоваться интернетом". Если вам лень переходить по ссылке, коротко поясню: глава Минпроса это предлагает. Для подростков до 15 лет. А ниже там комментарий читательницы (приведу дословно): "В этом году детей в школах переводят на "Сферум", там будет общение с учителями и т.д. Для того, чтобы зарегистрироваться, нужно обязательно создать страницу в ВК, соврав про свой возраст, иначе ребенок не проходит регистрацию, так как ВК вообще не для детей. Любопытно, а министр Просвещения вообще в курсе того, что происходит в его стране?"

-4