Антон Павлович Чехов посетил Звенигород в 1883 году, будучи еще студеном. В следующий раз - в 1884 г., окончив медицинский факультет. Было ему в ту пору 23-24 года. Был он молод и красив. Без бороды.
«В настоящее время я нахожусь в граде Звенигороде, где волею судеб исправляю должность земского врача, упросившего меня заменить его на две недельки. Полдня занят приемкой больных (30-40 человек в день), остальное же время отдыхаю или же страшно скучаю, сидя у окна и глядя на темное небо, льющее уже третий день нехороший, безостановочный дождь.
По звенигородским впечатлениям были написаны рассказы «На вскрытии» и «Сирена», «В суде» и другие.
В честь 150-летия со дня рождения, 8 июля 2010 года, в Звенигороде был открыт памятник Чехову, сидящему в сквере на скамье с собачкой. В правой руке писателя трость. Скульптор Владимир Курочкин.
При жизни Антону Павловичу дарили собак породы такса, первых своих питомцев он назвал «Бромом Исаевичем и Хиной Марковной».
Родных умиляла любовь писателя к животным.
«Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела в глаза, — вспоминает брат Чехова Михаил. — Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: «Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало баб». Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома. Он также ставил передние лапки Антону Павловичу на коленку, и опять начиналась потеха».
Родившихся у Хины щенков назвали в соответствии с «медицинской» традицией в честь известных тогда лекарств — Катар и Селитра.
Вы не находите, что идея памятника возникла у скульптора, гладя на эту фотографию А.П. Чехова?
А мне представился памятник молодому доктору-писателю, сидящему у дождливого окна …
Продолжение следует…