Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Бывает ли у православных кризис среднего возраста?

Верующий человек может решить, что его эта проблематика не касается, ведь он уже верил в бессмертие души, жил духовной жизнью, видел себя как существо бессмертное и духовное. Но дело в том, что механизм кризиса среднего возраста направляет не прямо к духовному и трансцендентному, его задача иная: очистить всё то, чем человек не является, наши иллюзии, самообман, «миф о себе». И здесь верующего человека (как и неверующего, конечно) может ждать много неожиданных сюрпризов.

Кризис среднего возраста может открыть человеку глаза на то, что:

• ты – не тело;

• ты – не сумма приобретенного имущества и величины счета;

• ты занимался в жизни не тем, что тебе действительно нужно;

• ты построил отношения, которые тебе ничего не дают, а только опустошают;

• всё, на что ты потратил силы, – пустышка;

• ты не веришь, что смертен, просто тебе удобно в это верить;

• ты не веришь, что бессмертен, просто тебе удобно в это верить;

• ты не веришь, что Бог безразличен к тебе и миру, но иначе очень стыдно;

• ты не веришь, что Бог действительно есть или что Он добр, просто иначе очень страшно.

Список у каждого человека свой. У верующего и неверующего он будет отличаться, но избежать переоценки в период кризиса среднего возраста невозможно.

Люди, которые вели религиозную жизнь до КСВ, сталкиваются с ним под другим углом, чем материалисты. Кризис середины жизни проводит ревизию их веры. Под сомнение ставится всё, что в этот период начинает осознаваться или казаться навязанным.

Верующий во время кризиса среднего возраста, как правило, сталкивается с появлением мыслей, которые кажутся ему кощунственными и еретическими. Пугаться этого не стоит, как и винить себя за это. В случае, если возникают кощунственные (власфемические) мысли можно воспользоваться следующим советом: «По наставлению святых отцов, с власфемическими помыслами не следует вступать в диалог, ибо вести диалог и надеяться на победу с коварным и жестоким помыслом столь же безрассудно, как стремиться удержать в руках молнию и остаться невредимым. Напротив, на нападение власфемических помыслов не следует обращать ни малейшего внимания и их возникновение в сфере сознания считать, как не имевшее места» (Архимандрит Платон (Игумнов) «Православное нравственное богословие»).

Зачастую религиозная вера человека переплетена с религиозными штампами, обычаями и представлениями, которые по‑настоящему никогда не были человеку близки.

Самая суровая и безжалостная «генеральная уборка», которую совершает кризис середины жизни, происходит именно там, где человек больше всего «наследил». Для верующих может быть сильно затронута область веры. И тогда у человека с кризисом среднего возраста сочетается и религиозный кризис. В этот период человек может утратить свою веру, стать агностиком, расцерковиться, но может, как в романе К.С. Льюиса, подобно Оруаль, через путь испытания и трансформации прийти к более глубокой, осознанной вере.

Каковы могут быть итоги проживания кризиса среднего возраста?

• Человек перестаёт «тащить по жизни» свою воображаемую личность, с её надуманными запросами и претензиями; отчего станет намного легче (сравните евангельское: «Научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой» Мф. 11.28).

• Происходит осознание своих границ и понимание того, что вы вовсе не так особенны по сравнению с другими.

• Приходит понимание, как мало на самом деле нужно для жизни и какими простыми могут быть поводы для радости.

• Заново открываются истины, которые знали и раньше, но звучат они абсолютно по‑иному, личностно.

• Произойдет пересмотр религиозного опыта. Независимо от того, станет ли человек верующим, в отношения с трансцендентным он вступит или разительно поменяет качество этих отношений. Бог отныне – не «система правил», а живой Бог личной встречи.

• Человек снова сможет «просто жить».

Подводя итог, важно отметить, что кризис середины жизни следует рассматривать как закономерный этап развития взрослого человека, обусловливающий непрерывность процессов развития и самоактуализации личности, как сохранение самотождественности в условиях изменений ситуации развития.

Кризис этот является реальным, нормативным, свойственным большинству взрослых в возрасте 38-40 лет (ориентировочно).

Переход ко второй половине жизни «знаменует собой переход к качественно иному типу самореализации и саморазвития: от экстенсивного самоутверждения юности и ранней взрослости к «интенсивному» развитию зрелого человека. Это означает достижение целостности и интеграцию противоположностей, заключенных в каждом человеке, отделение себя от конформизма по отношению к целям и ценностям массовой культуры, обращение внутрь себя, а это, в свою очередь, путь к зрелости и близости к истинному "я"

Если для людей первой половины жизни актуальной является задача психологического взросления, то для людей второй половины жизни важно интегрировать противоположности, заключенные в нем, за счет сильного Эго научиться управлять напряжением, порождаемым внутренним конфликтом» (В.Р. «Манукян  Развитие психологической зрелости личности в кризисе "середины жизни". Горизонты зрелости»).

В этот период происходит повышение осознанности и рефлексивности в отношении собственной жизни, что отражается и в способности целостно осознавать свой жизненный путь.

Общие тенденции осознаваемых возрастных изменений связаны с повышением ответственности и расширением связей с миром, выводящих взрослых за пределы собственного «я» (повышается интерес к искусству, религии, природе), т.е. в сторону трансцендентности, что может рассматриваться как возрастание психологической зрелости личности.

Можно заключить, что происходит взросление (то, о чем говорилось вначале статьи) и обретение связанных с ним качеств – преодоления зависимости от чужого мнения; способности принимать на себя ответственность за управление собственной жизнью (и жизнью других), возможности делать осознанный выбор, появления тождества самому себе, выраженности и экстраполяции чувства «я»; становления собственной жизненной философии и жизненного стиля.

В этом важном вопросе психология и христианское богословие могут успешно дополнять друг друга. С точки зрения христианского богословия, кризис середины жизни может рассматриваться не только как важнейший нормативный возрастной кризис, носящий частный характер и никак не влияющий на внешний мир, но и шире, вплоть до вопроса о том, что с подлинным становлением человека в мире совершается и появляется нечто такое, «чего до сих пор не было и чего бы не могло бы появиться вовеки, не создай этого данный – только этот – индивид» ( С.В. Максимова «Идея метаморфозы в романе К. С. Льюиса "Пока мы лиц не обрели"»).

Как отметил Святейший Патриарх Кирилл: «Наверняка найдутся те, кто будет утверждать, что ни философия, ни психология науками не являются. Этот спор между физиками и лириками, между гуманитариями и естествоиспытателями возник не сегодня. Нередко одна часть научного сообщества скептически относится к исследованиям, которые проводятся другой частью научного сообщества, но, тем не менее, никто не ставит вопрос об исключении таких дисциплин, как философия или психология, из сферы научных исследований».

В основе публикации –
статья Юрия ГУТОРОВА,
преподавателя Нижегородской духовной семинарии