Найти в Дзене
Михаил Холодковский

Загадка «НПИ» или несколько непечатных слов о настольно-печатных играх (ч.1)

Эта моя старая статья была опубликована в журнале "Игромания" в 2001 году, и скопирована на игровых порталах - Rolemancer и др.

"Трое игроков берут четыре фишки, причем пятый все время выкидывает... После того, как лиса оказывается съеденной, она делает четыре хода назад..." (Из старого советского кинофильма "Подкидыш")
"Трое игроков берут четыре фишки, причем пятый все время выкидывает... После того, как лиса оказывается съеденной, она делает четыре хода назад..." (Из старого советского кинофильма "Подкидыш")

Тут меня недавно спросили: во что бы поиграть тусовке? Скажем, мультиплеера на компе нету, MTG-шные колоды - не у всех, в ролевку - без ведущего не выйдет, в шашки-шахматы - так народу больше двух, в подкидного - не катит, в бутылочку - вроде бы выросли...

Странно, но лет 20 назад так вопрос не стоял. Потому что не забыли еще о существовании такой вещи, как НПИ...

-2

ПЕРВОЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "П":
П у т а н и ц а


Начну с терминологической путаницы. В статьях про D&D, GURPS, "Эру Водолея" и т.д. упорно употребляется выражение "настольные ролевые игры". А почему собственно, "наСТОЛьные", а не "наСТУЛьные", "наДИВАНные" или даже "наТАБУРЕТные", спрашиваю я? Какая разница, где примостят свои пятые точки "ДМ"-ведущий и "приключенцы"-игроки? Я понимаю так, что термин "настольные РПГ" имеет своей целью не спутать сидение в квартире с беготней на природе (РПГ полевые), и с зависанием у монитора (РПГ компьютерные). Но, вообще-то, "настольные игры" в классическом понимании - это то, что у них там называется board-games. Перевод, конечно неточный, если дословно, то "board-game"(англ.), "brettspiel"(нем.) или "gra planszowa" (польск.) это... ну, "игра на доске, на игровом поле", то есть... тьфу, получается "полевая игра"! Ну вот, сам запутался.

Ладно, не мудрствуя, попробую-ка я в этой статье ввести официальный советский термин, который пишут, например, на вывесках в "Детском Мире" - "Настольно-Печатные Игры". (Видимо, они тоже боятся путаницы с "настольно-НЕпечатными" - теми, что делают не из бумаги - шахматы, шашки, домино, лото и т.п.). Ролевые, а также коллекционно-карточные в категорию НПИ я бы не вводил (хотя бы потому, что у них нет вышеупомянутого "поля").

-3

ВТОРОЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "Х":
Х о д и л к и


Итак, НПИ. Кубик, фишки, картонное поле со стрелками и текстами типа "Я тороплюсь, но вот беда, поехал и попал... сюда!". Как ни трудно представить себе те древние времена, когда ни ролевых, ни компьютерных игр не было еще и в проекте, но тогда именно НПИ заполняли игровой досуг.

Однако совковая игровая индустрия не баловала наших "докомпьютерных пра-геймеров" разнообразием. Подавляющая масса продукции фирмы "Малыш" была по жанру тем, что ныне называется "ходилки". Произошли они от "гуська"
(см. приложение во 2-й части статьи) и не только не развились, но наоборот, деградировали. Поэтому, когда любители НПИ вырастали из штанишек "малышовых" игр, им приходилось заниматься самопалом. Например, старшеклассники рисовали на листе ватмана клетки с иностранными словами, вырезали из тетрадных листов рукописные "доллары" и передавали из уст в уста правила - эта кустарная забава называлась манящим зарубежным словом "Монополия"... Или коллекционеры солдатиков выстраивали свои армии на полу, воображая себя Александром Македонским или Кутузовым, и воевали - по собственным игровым законам... Или картежники, используя древние, как мир, 36 карт, создавали криминальную "Мафию", предтечу РПГ...

Чего же не хватало нашим докомпьютерным геймерам в официальных играх? Выражаясь современным языком, ИНТЕРАКТИВНОСТИ. Проще говоря, свободы выбора. Как и все члены тоталитарного общества, так и игроки должны были ходить только по стрелкам, заботливо нарисованным умными дядями. Шаг влево-вправо, как в реальности, так и в игровом мире, строго карался. (И это сказано не ради красного словца -
см. в приложении историю "Пиратов").

-4

ТРЕТЬЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "Г":
Г л а с н о с т ь


Но вот в конце 80-х узкий круг доступных советским игрокам НПИ был прорван вместе с "железным занавесом". Молодые предприниматели, вспомнив свое детство, начали производство, конечно же, с незабвенной "Монополии" (
см. приложение). Затем появились первые ростки других жанров: стратегических ("Геополитика"), приключенческих ("Чудовище Джио-Джанги"), научно-фантастических ("Планета астронавта Пиркса") и даже ужастиков ("Призраки замка Ферро"). В основном это была продукция ныне полузабытой фирмы "Летра-Релакс"; помнится, в "Джио-Джангу" играли даже... по радио.

Тогда же впервые попытались поставить НПИ на службу политике, например, АО "
ИГРОКОСМ" издало игру "Президент" специально "для дерзких молодых людей, мечтающих стать президентом и привести свою страну к процветанию".

А в Питере любители из группы "
Осень" попытались в рамки НПИ втиснуть целую РПГ ("Заколдованная страна")...

Но тут грянула революция ПК, и все потенциальные потребители продвинутых НПИ отшатнулись от них - в сторону несравнимо более прогрессивных, красочных, наконец, просто модных компьютерных игр (для которых и партнер-то не был нужен). А издателям пришлось вновь переориентировать свой рынок - и магазины опять наводнились во всех смыслах дешевыми ходилками, в которых интерактивностью и не пахло.

Казалось бы, все логично, "молодым - дорога, старикам - почет". Но взглянем на проблему с другой стороны...

-5

ЧЕТВЕРТОЕ НЕПЕЧАТНОЕ СЛОВО - НА БУКВУ "Б":
Б у г о р


...точнее, взглянем из-за бугра. Помню, был там я в конце 90-х. А именно - в Германии. И заглянул в городской клуб с выразительным названием "Spielrausch", что переводится, как "Упоение игрой". Я знал, что там собираются не шахматисты, и не бриджисты (даже MTG-шники встречались в другом месте). Увиденное превзошло все мои ожидания. Солидные седовласые немцы под пиво и яичницу резались... в обыкновенные НПИ! В "Ave Caesar" (гонки колесниц по древнеримскому цирку), в "Lowenherz" ("Львиное сердце", строительство средневековых замков), в "El Caballero" (захват южноамериканских колоний), в "Pfeffersacke" ("Мешок перца", купеческая торговля эпохи Ганзейского Союза), и даже в "Kreml" (политическая стратегия в СССР сталинских времен), и т.д., и т.п.

Я ощутил эйфорию - мне-то казалось, что психи вроде меня есть только в России (да и тех немного), а тут, в центре Европы, таких, оказывается, куча в каждом городе! На мой резонный вопрос: "Может, это разница менталитетов?" последовал резонный ответ: "Нет, Вы знаете, еще лет 5 назад таких и у нас считали... (выразительный жест пальцем у виска), а сейчас - вот..."

И тогда я понял - это волна нового интереса к НПИ, вызванная разными факторами - и пропагандой семейных ценностей, и некоторой усталостью от игр с бездушными машинами, и триумфом нового жанра TCG, и многим другим. И это волна, которая идет с Запада на Восток - то есть, скоро накроет и нас.

Они-то к этому готовы были давно, у них - сотни фирм, сети магазинов, клубов и музеев, десятки специализированных журналов, выставки и смотры - вполне сопоставимые с Каннским кинофестивалем или, скажем, с Е3 - те же стенды, презентации, турниры игроков и конкурсы производителей. (Кстати, на одном из крупнейших - в Эссене в 1995 году спецприз получил Р.Гарфилд за Magic: the Gathering). Среди конкурсантов присутствовала даже воюющая Югославия, а Россия не участвовала ни разу. (Что там говорил Верещагин про державу?..)

Об интеллектуальном уровне западных НПИ отечественные геймеры могут судить хотя бы по тому, что их нередко кладут в основу компьютерных игр. Так, например, Settlers происходит от культовой немецкой даже не просто игры, а целой системы, сопоставимой с D&D, только в жанре НПИ - "Die Siedler von Catan" (она же "Settlers of Catan",
см. приложение). Можно вспомнить еще Mechwarrior, Warhammer, Dragon Dice, Dyplomacy, Europe Universalis, Shogun... Есть и обратные примеры - представьте себе в виде кубиков, поля и фишек, скажем, King's Bounty, или Warlords, и даже Sid Meier's Civilization. Я не шучу.

Однако львиная доля этих богатств до сих пор - за железным занавесом. Кроме BattleTech'а с миниатюрами да Warhammer'a больше у нас достать и нечего почти. Ну, вечный хит - варгейм "Risico" ("Риск") от Hasbro. Да пиратски изданный в Питере "Магический меч" (содранный с аналогичных НПИ от Games Workshop). Еще в последнее время на наш рынок рвется такой немецкий игровой колосс, как Ravensburger. Начав с "верняка" - паззлов, они издали на русском некоторые свои НПИ, в том числе "Сумасшедший лабиринт" из культового цикла. Движок - помесь головоломки "15" с элементами фэнтезийного квеста. Кстати, еще в 80-е годы предприимчивые гейм-мейкеры из фирмы "Грант" сперли этот движок и выпустили в более дешевом виде под названием "Цена риска" с кричащими подзаголовками "Охота на мамонта! Борьба за огонь! Опасный лабиринт! Ужас в темноте!". Говорят, народ наклеивал карточки на фанеру(!), чтобы игра работала. А вот уже из области курьезов: эзотерические центры подчас используют в качестве пропаганды через свои магазины переводные игры: "Лила", "Кундалини" и пр., по сути, те же ходилки, но с налетом тантризма. Игрок перемещается не просто по клеткам поля, но по астральным планам, а в качестве фишки рекомендуется использовать что-нибудь заряженное личной биоэнергией, вроде обручального кольца. Но это все даже не цветочки, а так, семечки.

ЧАСТЬ 2-Я