Найти тему
Царьград

Тонкая игра Эрдогана. России стоит ждать обострения на грани фола

IMAGO/TURKISH PRESIDENCY APAIM/GLOBALLOOKPRESS
IMAGO/TURKISH PRESIDENCY APAIM/GLOBALLOOKPRESS

На Западе победу Эрдогана на выборах назвали "победой Путина". Как подобная провокация может отразиться на отношениях России и Турции, пока непонятно. Попробуем разобраться вместе с экспертом Андреем Перлой.

Во втором туре выборов в Турции победил Реджеп Эрдоган. По данным Высшей избирательной комиссии, за него проголосовали 52,14% избирателей. В первом туре, который состоялся 14 мая, Эрдоган набрал 49,52% голосов. Его соперник, кандидат от оппозиции, Кемаль Кылычдароглу, — 44,88%.

Российский лидер Владимир Путин поздравил Эрдогана с победой. Он назвал её "закономерным результатом самоотверженной работы на посту главы Турецкой Республики", и добавил, что народ Турции своим выбором поддержал "усилия по укреплению государственного суверенитета и проведению самостоятельной, независимой внешней политики".

На Западе победу Эрдогана восприняли не иначе, как "победу Путина". Не известно пока, как на подобное отреагировал сам турецкий лидер, но наверняка он не рад. Как и всё его окружение. Поэтому не исключено, что Эрдагон какие-то способы да применит, чтобы показать миру, что Турция — свободное и независимое государство, а не какая-нибудь там марионетка России или Запада.

Чего ждать от нового Эрдогана и как дальше будут развиваться отношения между Россией и Турцией? На этот непростой вопрос в эфире программы "Скрытые смыслы" ответил политический обозреватель "Первого русского" Андрей Перла.

Диктатор или демократ?

По всей видимости, на Западе сильно ошиблись, впрочем, как и в России, по поводу природы политического режима, который олицетворяет собой Эрдоган. По какому-то странному стечению обстоятельств его считали диктатором. Владимира Путина, кстати, западники тоже считают диктатором, и Эрдоган, по их версии, это такой "турецкий Путин", сказал Андрей Перла. Хотя на деле, конечно, это не так.

Эрдоган, к великому для него и для Турции счастью, не является диктатором. Он настоящий демократический лидер. И наделить его властью было волеизъявлением большинства народа Турции, подчеркнул политолог.

Другая часть турецких граждан, сторонников Запада, голосовали за соперника Эрдогана — Кемаля Кылычдароглу. Который, по словам эксперта, больше ориентирован на Запад в том, что касается вопросов экономики, и на интересы крупных городов, которые не могут жить без туристов и западных инвестиций.

ФОТО: ЦАРЬГРАД
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Если мы посмотрим на карту, которую рисуют по итогам выборов, то мы увидим, что центральные и внутренние районы Турции в основном голосуют за Эрдогана, а приморские районы Турции, где очень любят бывать русские туристы, голосуют за Кемаля Кылычдароглу, — пояснил Перла.

Он заметил, что западные эксперты, так же как и российские, ошиблись в том, что считали Кылычдароглу марионеткой Запада вроде Михаила Саакашвили, который был президентом Грузии и "соросовским" человеком. Возможно, Кылычдароглу, будучи прозападным, считает, что нужно стремиться в ЕС, быть с НАТО, ссориться с Россией, но вслух он говорит противоположное. И, по его словам, отношения с Россией рвать не надо, поскольку это слишком отразится на турецкой экономике. Имеется в виду, конечно, зерновая сделка и газотранспортный хаб, от которого зависит Турция.

И после поражения на выборах Кылычдароглу не стал устраивать майдан, рушить собственную страну, а сказал, что будет продолжать оппозиционную деятельность. Удивительно, но, таким образом, Турция оказалась устойчивой и совершенно не западного типа демократической страной, резюмировал Перла.

Так нужен нам берег турецкий. Зачем Россия вложила в Эрдогана столько сил и денег

Новый Эрдоган

Первое, что сделал Эрдоган после того, как объявили о его победе, — он вышел к своим сторонникам на митинге, и спел победную песню. И совершенно не важно как. Главное, это показало, до какой степени Турция культурно другая страна, отличная от Запада, отметил политолог. В том числе и по ценностным убеждениям.

По мнению Андрея Перлы, то, что Эрдоган открыто выступил против содомии, стало важной частью его политической платформы, на которой споткнулись его противники. Поскольку, будучи прозападными, они не могли не говорить про равноправие "радужных", к которому большинство турецкого населения совершенно не готово.

Что касается отношений с Россией, то в ближайшее время, скорее всего, между странами будет некая напряжённость, считает эксперт. Потому что Эрдоган тоже читает западную прессу, и он в курсе того, что про него писали в Newsweek. А писали про то, что "Путин выиграл выборы в Турции". Что страшно не понравилось Эрдогану и его окружению.

ФОТО: ЦАРЬГРАД
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Поэтому лично я ожидаю, что в ближайшие несколько недель мы можем увидеть со стороны Турции совершенно недружественные жесты. Возможно, что они будут и со стороны Азербайджана, не сателлита, но ближайшего союзника Турции. Чтобы показать, что "мы этих русских не считаем своими начальниками, мы независимые, пусть они утрутся, — сказал Перла.

По мнению политолога, это проблема, поскольку мы не можем предсказать, в какой именно сфере будут сделаны "эти недружественные, вероятно, не очень умные, но, с точки зрения Эрдогана, совершенно необходимые действия".

Но при этом, добавил он, у турецкого президента есть вопрос, который ему совершенно необходимо решить с Россией и сохранить её в качестве ближайшего друга. И это тот самый газотранспортный хаб.

Если он получает это от России, то турецкая экономика выживает, не сваливается в штопор, в тяжёлый кризис. Эрдоган сможет снизить катастрофическую инфляцию, как и обещал своим избирателям, — сказал Перла.

Чем готов платить Эрдоган

Взамен Эрдоган может отказаться  от поставок оружия на Украину. Также он может занять позицию, солидарную с Россией, в Сирии. Хотя, скорее всего, он и будет это делать, потому что воевать сейчас туркам невыгодно, и Эрдоган просто не захочет тратить жизни своих солдат на этом направлении.

Третье, он будет продолжать помогать российскому бизнесу в определённой степени обходить санкции, хотя со временем ему будет всё труднее это делать. Но на поставки через территорию Турции какого-то количества того, чего Запад пытается нас лишить, мы по-прежнему можем  рассчитывать, — сказал Перла.

По его словам, в московских аптеках есть лекарства, и очень недешёвые, которые формально произведены в Турции. Но на самом деле сделаны серьёзными западными фармацевтическими компаниями. Турция их реэкспортирует нам, за что им большое спасибо. "Потому что они правда нам необходимы", — добавил эксперт.

Но есть сфера, где мы, скорее всего, не сможем договориться, считает Перла. Это армяно-азербайджанский конфликт. Эрдоган мог бы помочь России его урегулировать, и сохранить Армению "как сравнительно сильного и сравнительно приличного российского союзника". Но с большей вероятностью он будет делать ровно противоположное — давить, показывать, какой он независимый.

ФОТО: ЦАРЬГРАД
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Причём с полного одобрения своих избирателей. Потому что они, конечно, армян ненавидят. Это та сфера, где мы, скорее всего, не договоримся, — убеждён Перла.

Но пока Эрдоган у власти, никакой турецкой солидарности с НАТО не будет. И кем бы ни был его преемник, даже пресловутый Синан Оган, резкий националист, по словам Перлы, "всё равно он будет в большей степени пророссийским, чем пронатовским". И это очень важно для России.

Пролетая мимо гурий в сторону ада. В НАТО отменяют глобализм