Найти тему
Царьград. Звёздный путь

ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА ПО-ФРАНЦУЗСКИ, ИЛИ КАК В НИЩЕТЕ РОЖДАЛСЯ ШЕДЕВР "МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА"

Оглавление

Голь на выдумки хитра по-французски, или Как в нищете рождался шедевр "Мужчина и женщина" Клода Лелуша. Тотальная экономия, вынужденная гениальность и даже готовность пойти на обман - такова плата за настоящее искусство.

"Талант должен быть голодным" - наверняка эта поговорка многим знакома. Правда, сомнительно, чтобы с нею согласились многие представители художественных профессий. А уж киношники такую постановку вопроса не признают совершенно точно - слишком уж технически сложный и дорогостоящий это вид искусства и развлекательного контента, кинематограф.

Однако история знает случаи, когда фильмы, признанные впоследствии шедеврами, создавались при весьма ограниченных бюджетах и почти что подручными средствами. Один из наиболее ярких примеров - классическая киноистория любви "Мужчина и женщина" (1966) французского режиссёра Клода Лелуша.

Откуда деньги?

Дефицит при съёмках "Мужчины и женщины" вполне логичен.

Во-первых, речь шла о 28-летнем режиссёре, на счету которого ещё не было громких успехов, - с какой стати продюсеры должны были выделять ему много денег? Да и вообще слово "продюсер" давно пора вносить в словари как синоним понятия "жадный", режиссёры подтвердят.

Во-вторых, созданный Лелушем и его соавтором Пьером Уйттерховеном сценарий обладает гениальной простотой, как любая подлинная история любви, однако предсказать заранее, какой из сюжета получится фильм, сложно до невозможности. Нет ничего удивительного в том, что в 1965-м во Франции не нашлось рисковых смельчаков, готовых выделять солидные средства за "кота в мешке".

"Сэкономил - значит, заработал"

Как же Клоду Лелушу всё-таки удалось наскрести необходимые, пусть даже скромные, средства для создания своего главного произведения?

Прежде всего ему сказочно повезло или он выдающийся оратор. Молодой постановщик сумел заполучить на главные роли своего фильма за символические деньги две полноценные звезды тогдашнего европейского кино - Жана-Луи Трентиньяна и Анук Эме.

Кроме того, Лелуш знал простой, но очень полезный принцип: "Сэкономил - значит, заработал". Поэтому он экономил буквально на всём. Цветной плёнки хватило менее чем на половину сцен, остальные снимались на более дешёвую чёрно-белую. Съёмочная группа состояла из 7 (семи!) человек, каждый из которых выполнял сразу несколько профессиональных функций. Ну а когда Эме решила покапризничать и отказалась сниматься на настоящем катере, Лелуш сразу начал обзванивать знакомых актрис в поиске замены, потому что даже простейшие спецэффекты были режиссёру не по карману.

Реклама искусству не помеха

Наконец, постановщик искал любые, на грани фола и уголовного права, варианты получения средств. Так, показав черновой вариант ленты прокатчику, Лелуш получил от него небольшую сумму в качестве аванса за другой, будущий фильм и тут же потратил их на монтаж "Мужчины и женщины".

Ну и пришлось вставить в свой фильм рекламу, вернее, так называемый продакт-плейсмент (демонстрация товара конкретного бренда в кино): автомобиль Ford Mustang настолько часто мелькает в кадре, что его обоснованно называют третьим главным персонажем картины. Впрочем, заявления Андрея Кончаловского, будто "Мужчина и женщина" родился из рекламного ролика Ford Mustang, являются явным преувеличением.