Найти тему
Кино без мужа

"АДМИРАЛЪ": ИСТОРИЯ НЕКРАСИВОЙ ЛЮБВИ

Кадр из фильма. Яндекс картинки
Кадр из фильма. Яндекс картинки

Фильм "Адмиралъ" о Колчаке я посмотрела еще когда он шел в кинотеатрах. На большом экране эпичная лента о событиях революции и гражданской войны смотрелась особенно эффектно. Как и история любви Колчака и Анны Тимиревой. Тем более, что мне было всего 19 лет:)

Но вот недавно мы с мужем пересмотрели "Адмирала". Что с нами делает время и печальный жизненный опыт! "Адмиралъ", конечно, не документальное кино. Личность Колчака достаточно противоречива судя по воспоминаниям современников. Как и его отношения с Анной Тимиревой. Но факт, что в фильме их историю любви постарались преподнести максимально возвышенно. (В сериале показано больше, и там уже все не так однозначно и радужно).

Я понимаю, что революция и гражданская война внесли мощные коррективы в жизнь всех еще существовавших на тот момент сословий. Но как бы банально это не звучало, но есть вещи, которые остаются неизменными. Например, отношение к любимой женщине.

Итак, что бросилось в глаза спустя более 10 лет после первого просмотра. (Разбор касается исключительно героев фильма, что было между реальными Тимиревой и Колчаком никто не знает, я тоже).

Во-первых, Анна сильно младше и адмирала, и своего супруга. Для тех лет это норма, но возрастную психологию никто не отменял. Молодая женщина была очарована Александром Васильевичем, балтийским альфа-самцом, а тот и рад стараться — хотя прекрасно знает, что она замужем.

Кадр из фильма. Яндекс картинки
Кадр из фильма. Яндекс картинки

Поматросив Аннушку, покачав ее на дофаминовых качельках редких встреч и задушевных разговоров и нос к носу столкнувшись с последствиями в виде рапорта Тимирева о переводе на другой корабль, адмирал решает расстаться с Анной.

И расстается. Красиво — кратко пояснив, что любит ее. И вправду, когда мужчина любит женщину, он с ней расстается. Это так понятно и логично, что Анна еще долго стояла под дождем, глядя на удаляющуюся спину любимого в белоснежном кителе.

Помимо слов о любви, адмирал прислал ей на следующий день корзину цветов с расплывчатым посланием "Мне надо знать, что вы есть". Аннушка вся зарозовела, замлела и... побежала на вокзал провожать любимого в Крым. Логично, учитывая ее юный возраст. Адмирал успешно потопил ее корабль семейной жизни и умчался в Севастополь.

Про чувства жены, Софьи Колчак, законной жены, я вообще молчу — до них дела не было решительно никому. Правда, и ей были сказаны многозначительные слова "Я твой муж, ты моя жена, так будет всегда". И ведь не соврал! Просто не упомянул, что женой его она будет только на бумаге... Ведь после этих слов Колчак ничтоже сумняшеся вел переписку с милой обожаемой Анной Васильевной и не горел желанием забрать семью из холодного Гельсингфорса под горячее крымское солнце.

Особенно умилительно звучат строки письма Тимиревой Колчаку "Мое... твое... Все уже есть". О, как любят мужики таких понимающих, скромных в желаниях женщин! Еще бы, ведь любовь — это красивое, хорошее. А брак (=отношения) совсем другое (с). До чувств Сергея Тимирева, опять же, никому нет дела... Прям бессмертное "Кака любов? — Така любов"! И да, я понимаю, что любов и чуйвства, и вапще... Но по факту вся эта любов не более, чем игра двух эгоистичных упрямцев. Страсть. Мечта.

Когда грянула революция, Аннушку волновало только то, что почта станет плохо ходить — ну, что сказать, в те времена женщины еще были женщинами и плохо понимали в делах мужчин. Ну убили взбунтовавшиеся матросы половину знакомых ей офицеров, бывает — как бросить Кронштадт, если сюды Александр Васильевич послания любовные шлет...

После отставки у Керенского Колчак встречается с любовью всей своей жизни, чтобы снова попрощаться с ней навсегда. Тут уж Аннушка сама уходит, памятуя, видимо, встречу под дождем. С одной стороны, Колчак подступает правильно — не тащить же чужую жену с собой в Америку. С другой... а изначально заводить шашни с чужой женой было благородно? Ведь Колчак не кАзак Григорий Мелехов, соблазнивший жену соседа, а дворянин. И понятия о том, как вести себя с женщинами своего круга у него точно были...

-3

Ну, сердцу не прикажешь. Но мне кажется, ключевую роль играл тот факт, что это было сердце Колчака. Опять же, не скажу про реального, но кинематографический тот еще нарцисс. И плевал он не только на чувства жены и Тимирева, но и на многих других — например, его друг контр-адмирал Михаил Смирнов (Егор Бероев) очень не одобрял эту связь.

А самое печальное, что в итоге этих игр пострадало два ребенка. И если Славушка Колчак был при матери, то Тимирева своего сына бросила ради адмирала. В фильме это не показано — из исходных данных отношений Колчака с Анной выдавливали максимально возможное количество красивости всех планов. (Кстати, в фильме нет ни одной постельной сцены, настолько создатели стремились подчеркнуть возвышенность их чувств. Поэтому и ребенка Тимиревой не показали, иначе эту кукушку в глазах общественности ничего бы не спасло).

Когда Колчак стал Верховным Правителем России, Аннушка (в фильме) бросает мужа прямо в купе поезда, следующего на Дальний Восток и едет в Омск. Но там она не изображает героев знаменитой картины Репина, а устраивается скромной медсестрой в госпиталь, в надежде, что Колчак сам случайно с ней встретится и сделает наконец то, что должен был сделать еще в Петербурге (как полагала Аннушка) — предложит руку и сердце и потанцует с ней.

В итоге Тимиреву находит недолюбливающий ее Смирнов и нехотя сообщает об этом Колчаку, видимо, понимая, что боевой дух Верховного Правителя надо мощно поддержать — дело происходит во время бегства белых в Иркутск.

-4

Колчак в поезде таки делает предложение милой обожаемой Анне Васильевне. Правда, специфичное: "Я написал жене в Париж, прошу развода". Тут уж даже Аннушке надоело изображать слепую преданность и безграничную веру в искренность намерений дорогого Александра Васильевича. Ну право, какие письма — в стране гражданская война, пока оно дойдет до Парижа, пока придет ответ (а Софья наверняка так просто не дала бы развод Колчаку), пока состоится развод...

Собственно, все разрешилось очень быстро. Колчака сдали и расстреляли, а Аннушка пошла по этапу за связь с белыми. Почему-то ей никто не помог сбежать, например, в Харбин. (Софье-то помогли в свое время выехать в Париж. Хотя что удивительного — она жена, мать сына Колчака. А кто такая Анна? Обыкновенная ППЖ). Разумеется, женщина сама заплатила за свои ошибки, но ведь она совершала их не в одиночку, а при всесторонней поддержке обожаемого адмирала.

Что характерно, перед арестом Колчак распустил конвой поезда и благословил лучшего друга Михаила Смирнова на долгую счастливую жизнь. А про Аннушку — забыл? Или думал, что она, подобно мужикам-военным, соберет сопли в кулак, поцелует любовь всей своей жизни в лобик и пойдет куда глаза глядят?

Видимо, Колчак так был занят политикой, что не заметил, как сильно его любит Тимирева. Иначе бы приказал конвою силой увести ее со станции несмотря ни на какие просьбы. А Колчак вместо этого даже согласился, чтобы она была арестована с ним за компанию. Что удивительного в том, что у женщины в такой ситуации отказали мозги? Это было предсказуемо. И тем более странно, что Колчак заранее (еще при роспуске конвоя) не позаботился о безопасности милой обожаемой Анны Васильевны. Ведь прекрасно понимал, чем все закончится для него. Да и для нее тоже.

Не знаю, что хотели показать создатели фильма, но по факту вместо красивой истории любви (которая, возможно, имела место быть между реальными Колчаком и Тимиревой) показали обыкновенное склеивание наивной, но самоуверенной женщины нарциссом Колчаком. До революции интрижку с Анной он себе позволить не мог, а после — почему бы и нет, тем более, что Тимирева сама явилась к нему в Омск.

В общем, как говорится, не возвращайся в те места, где был очень счастлив когда-то. И не пересматривай фильмы о любви, которые восхищали тебя в юности. Очень уж велик риск разочароваться... Ведь дьявол кроется в деталях, о которых я написала выше. Не в том беда, что Колчак не женился на Анне — не мог он этого сделать в силу обстоятельств непреодолимой силы. А в том, что просто пользовался ею, списывая это на законы военного времени.

Но, как сказал чистый и искренний человек контр-адмирал Михаил Смирнов "Время одинаково ко всем". Почему-то он не сказал эти слова своему другу Александру Васильевичу в отношение Анны. Наверное, посчитал, что такая женщина, как Тимирева, снисхождения недостойна. Поскольку сама оправдывалась "временами" — бросила не только мужа, но и сына ради мужчины, который был ей никем.