Продолжаю читать классику для будущего - аж в следующем году! - вступительного экзамена в литературную магистратуру.
Под раздачу попал Тургенев - и с первой же истории я вспомнила выражение "тургеневская девушка".
История эта называется "Ася". Ощущение от нее осталось очень странное. Что-то сдается мне, зря я начала с этого произведения, но уж что попалось под руку первым, с тем и имею дело.
Герой – неизвестно, как его зовут, автор представил как Н. – в неизвестном городе в Германии, на берегу Рейна, встретил русских – Гагина и его сестру Анну, которую все зовут Асей. Многовато неизвестного, не правда ли?
Ася эта – совершенно какая-то ненатуральная, ее как будто бы нет вообще. В ее существование с самого начала не веришь. Я затрудняюсь сказать, как именно Тургенев этого достиг (вопрос, наверное, интересный!), но если Гагин вещный, материальный, действует и говорит, безымянный главный герой тоже той еще плотности существо - Ася эта... эфирный дух. Ее присутствие бесконечно номинально.
По рассказу Гагина, Ася – дочь его отца от служанки его матери. Младше его на 7 лет. Ее к себе взял отец в 9-летнем возрасте, когда ее мать умерла. Мать самого Гагина умерла, когда ему было 6 месяцев. Потом отец тоже умер, и Гагин стал заботиться о сестре. Но она очень странно себя вела.
И во время рассказа она тоже ведет себя странно. То одно у нее, то другое, то третье. Такое впечатление, что она врывается в повествование, делает что-нибудь совершенно случайное ("что на кубике выпадет"), только чтобы обозначить свое присутствие, потом - исчезает, и дальше герой что-то там такое себе про это думает....
И когда мысли героя останавливаются на Асе, в них верить тоже перестаешь верить. Герой декларирует, что в нее влюбляется, и Ася в него влюбляется тоже. Но... не верю! С чего бы! Герою как будто все на тех же кубиках выпало - "влюбленность". "В кого бы влюбиться?" - думает герой, тут ему попадается на глаза Ася, и вуаля, дело сделано.
Что сама Ася в него влюбляется - ну... большой вопрос, может ли влюбиться фантом. Есть ли у него для этого нужные свойства-то вообще?
Дальше происходит какое-то странное мельтешение героев. Ася признается брату, что влюбилась в героя, и брат решает ее увезти "от греха подальше", потому что герой "наверняка на ней не женится". Герой, такое впечатление, до конца еще не понял, что он будет со своей влюбленностью делать, и поэтому вяло соглашается - "ну да, не женюсь".
Ася назначает герою встречу, они встречаются, но герой не говорит, что Асю любит, и - вероятно - Ася этого от него ждет и расстраивается, но может ли расстраиваться фантом? То-то и оно. Потом Ася уходит, герой идет к Гагину, Аси нет, они ее ищут. Но она возвращается сама. Зачем этот момент вставлен в повествование - не совсем понятно. Просто подергать читателя за нервы? Может быть. Думаешь, что Ася эта пошла и утопилась - почему бы фантому не утопиться? - но, в итоге, все-таки нет, пошлялась там и сям и вернулась.
Потом герой решает, что на следующий день попросит руки Аси (я, кстати, так и не верю в его к Асе любовь и не понимаю, зачем ему просить ее руки) – но Гагин с сестрой уезжают на рассвете, и герой их больше никогда не видит.
То есть, вообще никогда.
И герой после этого никогда не женится. Вроде как пытается Асю найти, но безуспешно.
Все, занавес. Рассказ завершен.
Если все тургеневские девушки похожи на Асю - я, честно признаться, в растерянности. Столько кипиша вокруг фантомов? Какой кошмар. Надеюсь, все же, Ася - исключение. Я пока на "Отцах и детях" застряла, там с девушками... не очень. Тургенева еще читать и читать, надеюсь, до настоящих "девушек" я еще доберусь.
Зачем Асю вставили в программу - я не знаю. Показать, опять же, "как делать не надо"? Может быть... А может, там есть какой-то высокий смысл, которого я не понимаю.
А вы что думаете о тургеневских девушках?:)