Найти тему
Журнал «Амбиверт»

«Пациент порезал палец и сказал о ножевом ранении»: работники скорой помощи о вызовах и работе

Оглавление
Иллюстрация: Елизавета Грицай
Иллюстрация: Елизавета Грицай

Экстренный вызов из-за мусорного мешка, нападение пациента с ножом и смены по 350 часов в месяц

За последний год количество врачей скорой помощи выросло на 1,4% — кажется, что после пандемии эта профессия стала более востребованной и уважаемой. Мы поговорили с работниками скорой о том, от чего зависит скорость их приезда, по каким поводам их чаще всего вызывают и почему они остаются в профессии несмотря на низкую зарплату и угрозы от пациентов.

Автор: Мария Бодрова

Александра: «Бывает так, что мы буквально умоляем человека поехать в больницу»

-2

Я с детства связана с медициной, потому что моя мама работает хирургом. С 5 лет знала, что буду медиком, но не понимала, в какой области. Ближе к поступлению рассматривала разные варианты и выбрала скорую помощь.

Это сложная работа: ночные бессонные смены, тяжелые случаи, усталость, бессилие. Но люди, влюбленные в профессию, принимают это как должное. Спасение пациентов и оказание экстренной помощи никогда не бывает простым занятием.

В скорой нет случайных людей. Те, кто оказался не на своем месте, быстро уходят. Остаются люди, которые не видит жизни без скорой.

Начала работать на 4 курсе. Я устроилась в скорую санитаром бригады — стажером, принятым на работу официально. Совмещать с учебой было непросто. Но преподаватели знали, что я работаю по специальности, поэтому относились лояльно.

О первом рабочем дне

Помню, с каким трепетом ехала на первый вызов. Боялась, что попаду в незнакомую ситуацию и не буду знать, как действовать. К счастью, мой напарник все подробно объяснял и показывал. Повезло, что никаких экстренных случаев в тот день не было, и я смогла спокойно влиться в работу. Первый вызов поступил от бабушки, которая обращалась в скорую несколько раз на дню — все ее знали.

Потихоньку выучила, где в ящике находятся нужные препараты, запомнила аппаратуру в машине — стало легче ориентироваться. Работала каждый день с разными людьми и перенимала их опыт. Были смены с врачами, а были — с фельдшерами. От каждого я почерпнула что-то важное.

Через год, сразу после окончания колледжа, меня перевели из санитара в статус фельдшера. Я стала работать наравне с остальными. Чтобы стать фельдшером, нужно 4 года отучиться в колледже — получить среднее специальное. У нас работают и врачи с высшим образованием. Они учатся 6 лет.

О карьерном развитии

Работа не предусматривает карьерного развития, если сравнивать ее с другими профессиями. В нашем случае рост — приобретенный с годами опыт. Фельдшер может получить категорию: 2, 1 или высшую. Ее выдают после письменной работы и экзамена, включающего тест и ответы по билетам.

О том, как проходит рабочий день

Мы приходим на работу за 10-15 минут, чтобы принять смену у предыдущей бригады. Нужно узнать о состоянии аппаратуры, наличии препаратов и расходного материала, если что-то заканчивается — пополнить запасы.

Затем мы ждем вызов. Для этого у нас есть планшеты со специальной программой. Когда приходит вызов, принимаем его и выезжаем. После завершения ставим статус «свободен» и ждем следующего. Если пациента нужно забрать в больницу, выбираем статус «госпитализация».

Смены бывают двенадцатичасовыми и суточными. За 12 часов может поступать по 7-10 вызовов — каждый раз по-разному. За сутки работы вдвое больше, но это лишь примерные цифры.

Если ситуация экстренная — ДТП, ранение или другое тяжелое состояние — нужно максимально сосредоточиться. Когда еду на такой вызов, обдумываю план действий: оказание помощи, госпитализация и прочее. Несмотря на то, что все отработано до автоматизма, ситуации разные — никогда не знаешь, чего ожидать. Необходимо обдумать варианты развития событий.

Действия зависят от вызова. Если ситуация не экстренная, необходимо обработать руки и приступить к осмотру. Если пациент находится без сознания — сразу начинаем оказывать помощь.

Когда человек отказывается ехать в больницу, мы обязаны рассказать ему о всех рисках и возможных последствиях. Иногда врачи предлагают госпитализацию, потому что так положено по стандартам, но теоретически человек может самостоятельно обратиться в лечебное заведение.

Бывают вызовы, когда мы буквально умоляем человека поехать в больницу. Например, при инфаркте или кишечном кровотечении. Были случаи, когда пациенты категорически отказывались от госпитализации, несмотря на тяжелое состояние. В таком случае человек обязан подписать отказ. Он подтверждает, что понимает риски.

Паникеры на скорой не работают. Хочешь не хочешь, но учишься сохранять самообладание, даже в самых экстремальных ситуациях. Поначалу нервничаешь, но нужно стараться быстро принимать решения — скорость постановки диагноза зависит от опыта.

Было, к сожалению, немало случаев, когда пациента не удавалось спасти, несмотря на все приложенные усилия. Каждая смерть — это большое несчастье. Но мы должны абстрагироваться и относиться к этому, как к работе. Нельзя проникаться чужими историями и принимать их близко к сердцу. Иначе выгорание наступит очень быстро.

Стрессоустойчивость приходит с опытом. Ситуации, которые для других были бы из ряда вон выходящими, мы воспринимаем как рядовые. Чтобы снизить стресс, нужно разумно чередовать труд и отдых. Когда работа выходит за рамки обычной физической нагрузки, важно давать организму восстановиться. Стресс гораздо проще переносить, если чувствуешь себя отдохнувшим.

Как бы тяжело ни было, у меня никогда не было мысли оставить работу. Скорая помощь — моя жизнь. Не могу представить себя без нее.

О пациентах

К сожалению, с грубостью мы сталкиваемся часто. Даже чаще, чем хотелось бы. В таких случаях важно держаться достойно и сохранять спокойствие. Ни в коем случае нельзя отвечать хамством на хамство. Иногда пациенты переходят на личности — и при таком диалоге сложно сосредоточиться на работе.

Если поведение становится неадекватным — это угрожает безопасности. Были случаи, когда мы покидали вызов и прятались в машине. Однажды мне и моей напарнице угрожали расправой. Пришлось запереться в комнате в ожидании полиции. Но если грубость встречается часто, то такие случаи — редкость.

Пожалуй, самый запоминающийся вызов — нападение с ножом. К нам обратилась пациентка с повышенным давлением. В пути пришло уведомление, что она умирает, поэтому мы начали готовиться к реанимации.

На адресе нас ждала женщина и ее пьяный сожитель, который погнался за нами с большим кухонными ножом. К счастью, мы успели спрятаться в комнате. Он выламывал дверь, несмотря на наши попытки успокоить его. Приехавшие полицейские разрешили ситуацию. Позже ему предъявили обвинение.

Скорая помощь — это экстренная служба, но в России наша работа уже давно вышла за эти рамки. Большая часть вызовов — обострения соматических заболеваний. К ним относятся гипертония, боли в животе, температура и тому подобное.

Для некоторых людей скорая — последняя надежда. Это касается пожилых больных со множеством хронических заболеваний, у которых возникают трудности с поликлинической службой. Иногда мы помогаем не только лекарствами, но и советом, поэтому в некоторых случаях нужно проявить терпение и понимание.

Несерьезные вызовы случаются почти каждую смену. Они не угрожают жизни и здоровью человека. Например, головная боль, при которой пациент даже не пытался выпить обезболивающее или температура, которую не сбивали жаропонижающими. Бывают вызовы от людей, которым плохо с похмелья. Иногда люди обращаются в скорую, чтобы поднять неходячего родственника с пола.

Был случай, когда пациент порезал палец и вызвал бригаду, сказав, что получил ножевое ранение. Один раз нам поступило уведомление о резаной ране, а выяснилось, что ребенок просто поставил занозу.

Обидно, когда люди ложно указывают серьезный повод, чтобы скорая быстрее приехала на вызов, не требующий экстренности.

О том, как облегчить работу скорой

Чтобы облегчить нашу работу, нужно максимально подробно описать, как проехать к подъезду или где найти пострадавшего. Так мы сможем приехать быстрее.

Если больной находится в тяжелом состоянии, стоит заранее найти помощников, чтобы оперативно вынести пациента из квартиры.

Еще один важный момент, который облегчит работу скорой, — не мешать, не давать советы, не отвлекать расспросами и посторонними разговорами.

О благодарности пациентов

Бывает, люди благодарят со слезами на глазах, а иногда воспринимают нашу помощь как должное или вовсе относятся как к обслуге. Все зависит от конкретного человека. Но если мы вовремя доставили пациента в больницу или оказали необходимую помощь, то все было не зря. К счастью, люди чаще ценят работу скорой.

Внутри мы ощущаем свою значимость, ведь наши знания и навыки помогают спасать жизни. Но вслух об этом не говорим. Помогать пациентам — наша работа.

О зарплате

Профессия фельдшера не высокооплачиваемая. Я считаю, что нагрузка и объем работы несоизмеримы с тем количеством денег, которое мы получаем. В нашем городе зарплата не самая плохая. Но мне не кажется, что это достойная оплата.

В других городах, особенно в сельской местности, фельдшеры получают зарплату чуть выше прожиточного минимума. Эта информация ни для кого не секрет. Зарплата формируется из оклада, количества отработанных часов и доплат за выходные, ночные, одиночные смены и так далее. Единой цифры нет.

О проблемах скорой помощи

Главная проблема — уровень зарплат в госучреждениях. Чтобы увеличить заработок, людям приходится брать больше смен. Иногда человек валится с ног от усталости, но продолжает работать. Тут уже и речи не идет о разумном чередовании труда и отдыха.

Из-за маленьких зарплат скорой не хватает работников, поэтому время ожидания увеличивается. Молодые специалисты быстро увольняются. Новых фельдшеров и врачей мало — люди уходят в другие места.

Потребительское отношение к скорой помощи — еще одна проблема, которая превращает экстренную службу в такси. Порой люди относятся к сотрудникам как к обслуживающему персоналу, забывая, что они не клиенты, которые всегда правы, а пациенты. Мы не оказываем услуги. Мы предоставляем медицинскую помощь.

О планах на будущее

Я не считаю свою профессию промежуточным пунктом. Фельдшер — самостоятельный специалист в службе скорой. Он может ставить диагноз, принимать решения о госпитализации и объемах оказываемой помощи. Мне нравится эта должность. Получать врачебное образование в планах нет.

Однако у меня есть высшее сестринское образование. Параллельно со скорой я работала преподавателем — вела основы сестринского дела и готовила будущих медсестер. Сейчас это учебное заведение ликвидировано. Так что моя работа приостановлена.

Я люблю помогать людям. Мне нравится романтика скорой помощи и работа в экстренном режиме. Я считаю эту профессию своим призванием.

Елена: «Иногда чувствуешь себя обслуживающим персоналом»

-3

Во время учебы в университете я хотела поработать на скорой. Мне казалось, что это этап, который должен пройти каждый. К тому же я не хотела сидеть в кабинете и принимать пациентов. Мне важно, чтобы работа вызывала чувство адреналина.

В 2020 году больницам не хватало медиков. Тогда мне и подвернулась возможность устроиться на скорую. Я ничего не знала, но надеялась научиться.

Полгода ходила на работу как на праздник: каждую смену узнавала что-то новое и спасала людей даже от клинических смертей. Мне это приносило удовольствие, несмотря на усталость.

Через год я устроилась медсестрой в ковидное отделение московской больницы и ушла со скорой. Бывают дни, когда получаешь благодарности, а иногда тебя покрывают матом. Из-за этого я почувствовала выгорание.

Спустя месяц отделение закрылось. Я поняла, что нужно искать новую работу. После неудачных откликов, подумала, что скучаю по скорой. Я снова начала работать. Занимаюсь этим и по сей день, только на должности врача.

За 3 года работы я влюбилась в профессию — нет даже мысли уйти со скорой. Важно отметить, что это не моя основная работа. Я учусь на хирурга, а врач скорой помощи — дело, которое очень люблю.

Моя профессия — это моя жизнь. В месяц я работаю по 350 часов. Иногда сталкиваюсь с хронической усталостью и недосыпом. Бывает, что после работы хочется прийти домой и ничего не делать. Я всю энергию отдаю пациентам.

О том, как стать работником скорой

В мире здравоохранения много изменений. Чтобы стать врачом скорой, нужно закончить 6 лет университета, поступить в ординатуру на врача скорой помощи, анестезиолога или хирурга. Карьерного роста после ординатуры по скорой помощи я не вижу. Многие коллеги со мной согласны. Скорая — потолок, поэтому люди на этой работе не задерживаются.

Некоторые врачи начинают ездить на вызовы уже на пенсии. Они отработали свои годы в больнице и устраиваются на скорую.

О первом вызове

Первый рабочий день был в мае. Меня поставили работать с врачом — шестидесятилетним грамотным мужчиной. По совместительству он был кардиологом, поэтому хорошо разбирался в сердечных патологиях.

Мы приехали на вызов в частный дом. У мужчины стало плохо с сердцем. Я переживала, потому что не умела накладывать электроды, даже лекарство набирала дрожащими руками. Врач объяснял мне, как работать с пациентом и ставить инъекции. Жена этого мужчины обрадовалась, что мы приехали быстро, поэтому в конце вызова она дала нам по шоколадке.

О том, как проходит рабочий день

Обычно после приезда на работу я узнаю с кем работаю и на какой машине провожу выезды. Затем принимаю смену, пополняю ящик с препаратами, проверяю заряд кардиографа и дефибриллятора. Главное, чтобы машина была полностью оснащена и готова к работе. Были случаи, когда врачи приезжали на вызов и не могли спасти пациента из-за разряженного дефибриллятора.

Сейчас все вызовы кидают на планшеты. В начале рабочего дня заходишь в свой аккаунт и ждешь. Когда приходит вызов, смотришь адрес, жалобы и записываешь их в карту. Затем сообщаешь водителю и едешь к пациенту.

О панике во время вызовов

Первый наставник сказал мне: «Суетись, но медленно». Благодаря этой фразе я стараюсь принимать трезвые решения. Врачебной бригаде чаще всего дают только экстренные вызовы: проблемы с сердцем, паралич, потеря сознания. В таких случаях я всегда знаю, что нужно делать.

Все-таки считаю, что в волнении ничего страшного нет. Особенно для молодого врача. Если пациент отравился определенными таблетками или в вызове указана необычная симптоматика, то по дороге я вспоминаю тактику лечения. Существуют специальные книги с алгоритмами, которые описывают порядок действий для того или иного случая. Мне становится спокойнее, когда я приезжаю подготовленной.

О самом запоминающемся вызове

Самый запоминающийся случай произошел, когда я работала медсестрой в бригаде реанимации. Мы везли пациента с обширным инфарктом из одного города в другой. По дороге прокапывали его, а я следила за кардиограммой.

У пациентов в тяжелом состоянии может возникнуть осложнение — фибрилляция желудочков. В этом случае нужно срочно дефебриллировать. Нашей целью было не допустить осложнений.

Мы ехали по трассе с мигалкой, я разговаривала с пациентом, спрашивала о его самочувствии. И тут он пожаловался на тошноту. Это очень плохой знак, означающий, что его сфинктеры расслабляются. После такого человека уже не спасти.

Пациента начало сильно тошнить и трясти. Я стала кричать, чтобы его дефебриллировали. Сестра набирала адреналин, врач готовился подключать дефибриллятор, а я начала делать непрямой массаж сердца. Все это происходило за считанные секунды. Затем на экране появился ритм — пациент пришел в себя. Мы довезли его в больницу и передали в реанимацию. После таких вызовов чувствуешь себя супергероем.

О пациентах

С грубостью приходится сталкиваться, когда поступают вызовы на бездомных или алкоголиков. Обычно они безобидны, но могут покрыть трехэтажным матом.

С откровенной грубостью мы сталкивались во время пандемии. Ее можно списать на страх людей. Но я считаю, что в мире все равно должна оставаться человечность.

Как-то раз мы возвращались от пациента, вызвали лифт, хотели зайти, но один из жильцов возмутился, потому что боялся, что мы могли быть на вызове у ковидного больного. Мужчина встал у входа и начал выталкивать нас. Хорошо, что конфликт получилось разрешить.

Чаще всего неуважительно относятся богатые пациенты. Я не понимаю, почему они вызывают нас, если существует платная скорая. Но они обращаются к обычным врачам и относятся к ним, как к слугам.

Мы не можем отстоять свои границы, потому что в случае жалобы или судебных разбирательств последнее слово всегда будет за пациентом.

Если смотреть американские фильмы или читать зарубежные книги, то можно заметить совершенно другое отношение. Для пациентов врач — это почти Бог.

Взять ту же Турцию, где к врачам относятся настолько уважительно, что обращаются к ним на «эффенди» — это знак сверхуважения. Я не знаю, почему в России это не развито и система здравоохранения ничего не предпринимает.

Если честно, в последнее время все чаще наблюдаю неуважительное отношение. Иногда чувствуешь себя обслуживающим персоналом. Это бывает очень обидно.

А несерьезные вызовы случаются каждую смену. Особенно часто нас вызвали в пандемию. В скорую обращались из-за одного чиха. Я могу вспомнить тысячи таких случаев. Молодые люди вызвали нас из-за температуры 37.

Иногда не оставалось сил. Я даже написала в социальных сетях серию постов о насморке, простуде и температуре. Надеялась, что это хотя бы чуть-чуть поможет. После пандемии такие вызовы закончились. Сейчас, если видим, что у кого-то температура, но других пациентов нет — едем к нему.

Чтобы вызвать скорую, нужно четко понимать, какое состояние является критическим. Например, при повышенном давлении или аллергии нужно постараться самим купировать симптомы. Если через 20-30 минут состояние ухудшиться — вызвать скорую. Часто бывает так, что мы приезжаем, измеряем давление, а оно уже пришло в норму.

О том, как облегчить работу скорой

Работу сильно облегчают выписки из больницы, если у пациента есть хронические заболевания. Перед приездом скорой лучше подготовить место, где врачи будут осматривать пациента. Если вы хотите, чтобы мы надели бахилы, то позаботьтесь об этом заранее.

О проблемах скорой помощи

Наша работа и так тяжелая, а плохой напарник — это крах. Очень важно работать с человеком, который прислушивается к тебе. Многое зависит от хорошего водителя. Некоторые из них отказываются ехать быстрее или курят в машине.

Но главная проблема скорой — бюрократия. Нужно заполнять много бумажек и карт. В области не хватает препаратов. Нас заставляют экономить и не тратить лекарства просто так. Но я знаю, что в Москве такого нет. Как будто столица и область — два разных государства. Такого быть не должно.

Александр: «На вызов приехали все службы города, а оказалось, что на адресе лежал мусорный пакет»

-4

Банально, но я начал работать, чтобы спасать жизни. К тому же, моя мама была фельдшером — решил пойти по ее стопам. Люди связывают жизнь с этой процессией из-за адреналина, который чувствуешь, когда едешь на адрес.

О карьерном развитии

Обучение на фельдшера занимает 4 года. Врачи попадают на скорую только с соответствующей специализацией. Карьерное развитие заключается в том, чтобы попасть из обычной бригады в БИТ — бригада интенсивной терапии. Еще один вариант — стать старшим фельдшером станции. У докторов есть другие возможности. Они могут стать старшими врачами, либо заведующими подстанцией.

О первом вызове

Первый вызов случился, когда я еще был санитаром и учился в медицинском колледже. Приходилось совмещать работу и учебу. Поводом для вызова стали роды. Все прошло хорошо — мы доставили девушку в больницу.

О том, как проходит рабочий день

Рабочий день полностью состоит из поездок по адресам и заполнения карт. За день выходит около 20 вызовов.

К пациенту всегда нужно ехать с позитивными мыслями и не думать о плохом. Первое, что нужно сделать, оказавшись в квартире — оценить обстановку и убедиться в собственной безопасности. Если пациент отказывается от госпитализации, а уговоры не помогают, то нужно подписать бумаги. В такие моменты мы стараемся объяснить, что случится с человеком, если он не поедет в больницу.

Нужно стараться не поддаваться эмоциям. Если паникует врач, то переживать начинают все. Нужно стараться сдерживать себя в любой ситуации.

О пациентах

Случается, что пациента не выходит спасти. В такие моменты чувствуешь пустоту. Со стрессом помогает справиться поддержка семьи. От проблем отвлекают игры и прогулки с ребенком.

Чаще всего нас вызывают из-за температуры, которая случается в первые дни болезни.

Бывает, в скорую обращаются неадекватные люди. В такие моменты мы вызываем полицию.

Иногда случаются совсем странные ситуации. Например, на один вызов приехали все экстренные службы города, а оказалось, что на этом адресе лежал всего лишь мусорный пакет.

О значимости профессии

Я думаю, что значимость есть у каждой профессии. Недаром говорят, что все профессии нужны и важны. Иногда пациенты действительно благодарят врачей. Обычно это происходит на адресах. Некоторые даже приходят на станцию.

О зарплате

Заработок у всех разный. Он зависит от количества смен и от того, сколько людей едет на вызов. Сейчас я оставил службу на скорой и перешел в частную медицинскую службу.

Вы можете пройти тест по этому материалу на нашем сайте в конце статьи.