К началу 30-х годов Испания представляла собой тугой клубок неразрешенных проблем. Почти полтора века смуты с почти непрерывными мятежами, восстаниями, гражданскими войнами ничего не порешали. Крестьянский, религиозный, национальный, колониальный, социальный... все вопросы стояли свежо и остро. даже монархических партий было две.
В апреле 1931 года в стране была относительно мирно свергнута монархия. Была провозглашена Вторая испанская республика. Однако это не принесло стабильности стране. Уже в 1932 году произошла попытка военного переворота генерала Санхурхо. В 1934 году уже левые, недовольные вхождением в правительство трех реакционных министров-монархистов, подняли восстание в Астурии. Кроме того, бунтовали каталонские националисты, требующие независимости Каталонии. Республика только добавила нестабильности в испанское общество.
В стране было неспокойно. Существующая полиция (создана в 1824 году, с 1844 года «Корпус защиты и безопасности» ( Cuerpo de Protección y Seguridad ) ) с беспорядками уже не справлялась. Мятежники и повстанцы были вооружены и могли оказать сопротивление. Привлекать армию, и так по испанским традициям активно включенную в политику, было неразумно.
В основных городах сперва с 17 мая 1931 года появились Compañías de Vanguardia (отряды авангарда), вскоре переименованные в Sección de guardias de Asalto ( отряды штурмовой гвардии). Как один из компонентов отреформированного Корпуса безопасности ( с 1932 года Охранно-штурмового корпуса, Cuerpo de Seguridad y Asalto) они позволяли бороться с массовыми беспорядками на уровне современного ОМОНа. Секции (отряды) штурмовой гвардии обеспечивали безопасность парадов, демонстраций, праздников, а также были ударной силой для подавления беспорядков.
В итоге 9 февраля 1932 года правительство создало новую силовую структуру - Штурмовую гвардию или Guardia de Asalto, тяжеловооруженные полицейские подразделения типа жандармерии, для подавления беспорядков в городских районах. Большинство новобранцев Штурмовой гвардии были бывшими военными, многие из которых были ветеранами колониальных войн. Хорошо вооруженная и обученная Guardia de Asalto должна была стать более эффективной силой для выполнения задач внутренней безопасности, чем обычная полиция или призывная армия. В Испании уже существовала с 1844 года Guardia Civil, гражданская гвардия в 25 тысяч человек, но она была связана своим офицерским корпусом с армией, а личный состав в основном был из отсталых сельских районов и не воспринимался республиканскими властями как опора.
В итоге, министр госуправления Мигель Маура разделил сферы ответственности двух силовых структур- Guardia Civil отвечала за порядок в сельских районах, а Guardia de Asalto- в городах.
Первым руководителем Штурмовой гвардии стал ее основатель Агустин Муньос Грандес. Он подчинялся Генеральному директору службы безопасности Хосе Вальдивии в правительстве Мануэля Асаньи. Кстати, Агустин Муньос Грандес позже воевал на стороне Франко и был командиром испанской "голубой дивизии" (División Azul ) на Восточном фронте.
С 1932 года численность Охранно-штурмового корпуса (Cuerpo de Seguridad y Asalto) постоянно росла. 24 апреля 1932 года в нем состояло: гвардейцев и капралов 3896 человек, 302 унтер-офицера и сержанта, 177 лейтенантов, 57 капитанов, 12 майоров, два подполковника и один полковник. В 1936 году, накануне гражданской войны, его численность достигла 17 660 человек : 16 667 гвардейцев, 543 унтер-офицера и 450 офицеров.
Корпус был разделен на группу безопасности (8000 человек) и штурмовую часть (8700 человек). В корпусе было 50 рот, распределенных по 16 регионам (3 в Барселоне, 2 в Валенсии и т. д.).
Первое масштабное использование Штурмовой гвардии состоялась в январе 1933 года . Совместно с Гражданской гвардией она участвовала в подавлении анархистского восстания в Касас-Вьехас , недалеко от Кадиса, где рота штурмовых гвардейцев капитана Мануэля Рохаса устроила бойню, убив более 20 крестьян. Жестокость репрессий вызвала народные волнения, что привело к падению правительства Мануэля Асаньи.
На этом фоне контроль над Штурмовой гвардией перешел к левым, личный состав активно комплектовался из городских рабочих и интеллигентов.
Победа Народного фронта на выборах в феврале 1936 года вызвала резкий рост насилия в стране. С февраля по июль погибло 384 человека, 111 из них на совести левых, 122 правых (в том числе 61- на фалангистах), 84 на счету силовиков.
В ночь на 13 июля 1936 года ультраправыми был убит лейтенант штурмовой гвардии Хосе дель Кастильо Саенс де Техада, сторонник социалистов. В отместку утром 13 июля группа штурмовых гвардейцев и членов Социалистической милиции (PSOE) во главе с капитаном Гражданской гвардии (Guardia Civil) посетила дом лидера монархистов Хосе Кальво Сотело, и увезла его. По дороге социалист Луис Куэнка Эстевас дважды выстрелил ему в спину и голову.
Убийство Кальво Сотело стало пропагандистским поводом для восстания 17-18 июля 1936 года.
Охранно-штурмовой корпус (Cuerpo de Seguridad y Asalto) находился в прямом подчинении министра внутренних дел и был организован по военному образцу. Отделения из семи человек во главе с капралом объединялись во взводы из трех отделений во главе с унтер-офицером. Каждый взвод также был оснащен пулеметом Hotchkiss M1914 , 25-местным грузовиком и дымовыми гранатами.
Два взвода образовывали полуроту во главе с офицером. Рота в составе трех полурот и численностью около 150 человек была основным тактическим подразделением «Гвардия асальто».
Они были размещены в основных испанских городах, где они взяли на себя обязанности, до сих пор возлагавшиеся на Гражданскую гвардию. Это поддержание общественного порядка и принятии мер в случае беспорядков. В отличие от других полицейских сил она не отвечала за судебное преследование правонарушителей.
Гвардейцы отличались синим цветом униформы и фуражки.
Основное вооружение Штурмовой гвардии- карабины Destroyer под пистолетный патрон Largo 9 x 23 мм. Их было закуплено 25 000 штук. Штатным пистолетом был "Стар" 9 мм.
Перед гражданской войной восьмиконечные и шестиконечные серебряные звезды были частью офицерской формы Guardias de Asalto. После мятежа июля 1936 года и последовавшей реорганизации Испанских республиканских вооруженных сил были внесены некоторые изменения и упрощены ранги.
Серебряные восьмиконечные и шестиконечные звезды, которые носили между 1931 и 1936 годами, были заменены пятиконечными красными звездами.
В начале гражданской войны в Испании было 18 000 штурмовых гвардейцев. Около 12000 остались верными республиканскому правительству, а еще 5000 присоединились к войскам мятежников. По другим данным к республиканцам примкнуло 20 000 из 22 000 гвардейцев.
Штурмовая гвардия сыграла решающую роль в сохранении республики на ранних этапах военного мятежа, в первую очередь в подавлении мятежа армейских частей в Барселоне и героической защитой Мадрида, где она внесла громадный вклад и понесла большие потери. В 1937 году именно части «Гвардия асальто» подавили анархистский мятеж в Барселоне.
Как отмечал активист троцкистской Рабочей партии марксистского объединения (ПОУМ ):
"Охранники были единственным эффективным полицейским корпусом, созданным республикой, а в Мадриде они представляли собой революционную силу, состоящую почти исключительно из социалистической молодежи или других левых. Их значение в предстоящих боях было столь же решающим; оно было решающим. Именно они за первые пару месяцев практически спасли Мадрид ... В реальных боях именно штурмовая гвардия снова приняла на себя основной удар, настолько, что я могу честно сказать, что практически не осталось ни одного штурмового гвардейца или офицера Мадрида, живых через шесть месяцев ".
Писатель Джордж Оруэлл упомянул их в одном из самых выдающихся своих произведений:
«Это были великолепные войска, лучшие из тех, что я видел в Испании [...]. Я привык к оборванной, едва вооруженной милиции на Арагонском фронте, и я не знал, что у Республики есть такие войска. было не только то, что они были выбраны людьми физически, меня больше всего поразило их оружие..."
Именно Штурмовая гвардия и Карабинеры (пограничники) в ходе мятежа 1936 года показали наибольшую верность присяге. Около 70% штурмовой гвардии остались верными Испанской республике, в то время как в Guardia Civil сторонников республики и мятежников было примерно поровну, хотя генеральный инспектор Гражданской гвардии Себастьян Позас остался верен республиканскому правительству. В городах Сарагоса, Овьедо и Вальядолид процент республиканцев в Штурмовой гвардии был еще выше. К тому Штурмовая гвардия имела у населения наибольшее доверие среди силовиков. После мятежа значительное количество верных республике солдат перешло именно в «Гвардия асальто», так как население к ним относилось гораздо лучше, чем к военным, которых подозревали в симпатиях к мятежникам. Военный министр Ларго Кабальеро был вынужден запретить армейским офицерам вступать в штурмовую гвардию без разрешения военного министерства.
Во время гражданской войны Гражданская гвардия была преобразована в «Национальную республиканскую гвардию» ( Guardia Nacional Republicana ), а 27 декабря 1936 года Охранно-штурмовой корпус был объединен в новый «Корпус внутренней безопасности» ( Cuerpo de Seguridad Interior ).
Штурмовая гвардия зарекомендовала себя как надежная ударная пехота, которой Республика всегда доверяла свои самые деликатные операции, такие как битвы при Мадриде и Гвадалахаре, захват Бельчите и подавление майских событий в Барселоне. Во время войны Штурмовой корпус стал элитой Испанской республиканской армии.
Большая часть подразделений «Гвардия асальто» сражалась против франкистов, поэтому после победы Франко в 1939 году корпус был ликвидирован, а его функции по закону 15 марта 1940 года перешли к «серым» ( los grises ), то есть «Вооруженной полиции и транспортныму корпусу» ( Cuerpo de Policía Armada y de Tráfico ).
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам