«ЙОГНУТЫЙ»
В одном из популярных во Владивостоке спортивных магазинов водолазного снаряжения работал продавцом-инструктором Александр Драгун. Со Славой Куриловым он познакомился в 1972 году в Крыму (в том же году он приезжал и в Куйбышев – авт.). Там в поселке Оцевели находился полигон Черноморского отделения гидрофизического института.
– У Славы был ритуал: каждое утро он подолгу купался в море голым, – вспоминал Александр Владимирович. – Объяснял это тем, что только так возможно полное слияние со стихией воды. Вместо чая пил отвар из полыни, правда, со сгущенным молоком. И меня приваживал к этому «живительному напитку». Нагрузки у него были – будь здоров! Но он не давал себе расслабляться, даже когда проводил курс голодания. И прозвище у него в ту пору было подходящее – Йогнутый. Представьте, он не обижался. Он давно и всерьёз взялся усовершенствовать своё тело специальными нагрузками и упражнениями. Такая подготовка здорово ему пригодилась во время побега. Собственно, для нас поступок Курилова не был неожиданным. Он никогда не заявлял о своих намерениях, но было очевидно, что человек он свободолюбивый, критически относящийся к существующему строю. Это сквозило в его саркастических комментариях, метких фразах, недвусмысленных шутках. Однажды во время исследовательских работ сильным течением сорвало океанографическую «вертушку» – прибор, с помощью которого, собственно, и замеряют скорость течения. Штуковина дорогостоящая, да и просто необходимая для проведения исследований. Курилов несколько раз погружался на глубину 50, а то и 60 метров(!), при температуре воды 8 градусов, пока не зацепил крепежную цепь, за которую и вытащил бесценную «вертушку».
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕГА
Побег Курилова вызвал большой переполох. Корреспондент газеты «Владивосток» Михаил Матвеев был одним из туристов того злосчастного рейса. Он вспоминал, что после того, как обнаружили пропажу одного из пассажиров, праздное настроение с отдыхающих как ветром сдуло. Тут началось что-то невообразимое. И туристов, и экипаж собрали в музыкальном салоне, чтобы пересчитать по головам, сверяя списки. Проверка обнаружила, что один турист действительно пропал, зато оказалось, что на судне полно «зайцев», так сказать, личных друзей директора круиза Марка Раппопорта. После этого случая Раппопорт будет вынужден уйти из Дальневосточного пароходства... и занять должность директора Приморской краевой филармонии. Воспоминания о переполохе с побегом туриста с теплохода «Советский Союз» стали главой в одной из книг Матвеева. Чуть позже эта история попала на зуб писателю-эмигранту Василию Аксёнову, активно в те годы сотрудничавшему с «Голосом Америки». «Что же это за страна такая, – восклицал в эфире писатель, – если даже смертельная опасность не смогла остановить человека от побега из неё». Родственникам Курилова сначала сообщили, что он пропал без вести. А когда в Союзе стало известно, что он бежал и находится на Филиппинах – об этом передали по «Голосу Америки», – его заочно судили и приговорили к десяти годам тюрьмы «за измену Родине».
ПО МЕСТНЫМ МЕРКАМ
Станислав Курилов в полном одиночестве за двое с половиной суток проплыл около ста километров в океане и почти три километра в водах барьерного рифа. Переведём это на понятные россиянам расстояния. От центра Москвы до Клина 85 километров, до Можайска – 104 километра. Курилов преодолел по воде расстояние, несколько меньшее, чем до Можайска, и несколько большее, чем до Клина. До Коломны ровно 100 километров. Именно такое расстояние и преодолел отважный пловец за двое с половиной суток.
Попробуйте пройти пешком от центра Москвы до Коломенского кремля. А проплыть?
Памятуя при этом, что последнюю часть пути, примерно от Красной площади до Таганки, придётся провести в самой опасной зоне, среди акул и прочих хищников, водящихся здесь в изобилии. Особую опасность для пловца представляла рыба глухой гундир (в переводе с филиппинского несъедобный, никчемный).
Курилов прыгнул за борт, рассчитывая, что находится в десяти милях от берега, тогда как до него было все 70-80 (то есть 100 километров). Как-то на Волге, примерно в том месте, где впоследствии затонул пароход «Булгария», услышал суждения матросов про своего капитана: «Он же ошибся на целый градус!» Градус показался мне мелочью. Но это совсем не так. При расстоянии в 100 километров один градус для Курилова означало отклонение примерно на два километра. Отклонение на 8 градусов означало длину острова Сиаргао. А что такое 8 градусов? Три пальца вытянутой руки. Как проложить курс в непроглядной темноте и отсутствии ориентиров? Совершить ошибку и потерять остров из вида в таких условиях – раз плюнуть. Но Слава не ошибся!
СИАРГАО СЕГОДНЯ
В настоящее время остров Сиаргао представляет туристический рай для экстремалов. Вот как описывает побывавший там молодой путешественник из России:
«Остров Сиаргао... Самый восточный остров Филиппин, за которым открывается бесконечный Тихий океан. Для любителей оказаться наедине со стихией лучше места не найти. Согласно океаническим картам, через каких-то тысячу метров на восток глубины растут экспоненциально и достигают нескольких километров. Огромная филиппинская впадина, едва уступающая по глубине Марианской, соседствует с многочисленными рифами, из-за чего круглый год здесь слышен шум волн. Честно говоря, когда смотришь на восток – не веришь своим глазам, вид просто завораживающий: небольшая лагуна, в которой расположена пара маленьких островов, заканчивается и на горизонте видны гребни волн, окружающие лагуну со всех сторон, добавляя легкий шумовой фон к остальным звукам необычного острова.
Это удивительное место, особенный колорит ему добавляет случай, произошедший с нашим соотечественником, Славой Куриловым, который в 1975 году спрыгнул с круизного лайнера, проходившего мимо Филиппин, проведя около 3 суток в открытом океане, умудрился выжить и высадился как раз на этом самом острове в районе поселка Генерал Луна, рядом с которым мы и жили. Кстати, рекомендую к прочтению, очень интересно пишет».
Путешественник Сергей (к сожалению, он не назвал свою фамилию) написал все верно, только ошибся годом – побег был совершен в 1974 году, а не в 1975.
Можно по-всякому относиться к тому, что совершил Слава Курилов. Можно до бесконечности восторгаться его мужеством и самоотверженностью. Можно осуждать за то, что бросил родину и нанёс ей моральный урон.
Но не следует забывать, что он не руководствовался меркантильными интересами, его беззаветно манило сладкое слово свобода.
В прошлом году иные соотечественники тоже бросились пересекать границы своего государства в различных направлениях. Но прямых последователей Курилова – по технике и филигранности исполнения своего дерзкого замысла – не нашлось. «Пловцы» не бросились вплавь в сторону Филиппин, но избрали другие, более для себя комфортные края…
(Окончание)
Подписывайтесь на мой канал! Это будет способствовать росту новых идей и образов! Заранее благодарен.