Найти тему

ЗРР: советы, чтобы речь у ребенка развивалась своевременно

Оглавление

Задержка речевого развития – это та проблема, о которой лучше подумать заранее. Не тогда, когда её существование очевидно, предупреждая негативный результат. То есть, действуя на опережение.

Возможно, с вашим ребенком всё будет хорошо. Но в данном случае лучше переусердствовать в профилактике, чем потом всё исправлять.

Как всё правильно сделать? Можно дать несколько полезных советов по теме.

Начало общения

Многие родители считают, что нет смысла общаться вербально с малышом, который сам никаких звуков еще не произносит. «Вот заговорит – тогда и пообщаемся», - так считают некоторые родители. И это большая ошибка.

На самом деле, общаться с малышом нужно начинать как можно раньше. В идеале – когда он еще находится в утробе. Это может показаться странным или глупым. Но, факт: всё идет на пользу – сказки, стихи, песни.

Контакт

Речь о том, что с ребенком нужно установить контакт при общении. Часто приходится наблюдать такую картину:

малыш что-то говорит маме. А та ему отвечает. Но при этом она смотрит в экран телефона, компьютера или телевизора. Так не пойдет. Если вы общаетесь с ребенком, то должны смотреть на него.

Зеркало

Если вы проделываете с малышом какие-то упражнения на развитие речи, то желательно, чтобы ребенок стоял перед зеркалом. Он будет видеть, как двигаются мышцы его лица. Он начнет понимать, как рождаются звуки – технически. И это ему поможет, во-первых, создавать звуки, во-вторых, делать это правильно.

Повторение – мать учения

Постоянно проговаривайте новые слова, чтобы ребенок их запоминал. Если малыш столкнулся с новым словом, то взрослый должен повторять его помногу раз на день. Конечно, при случае. Хотя и просто так тоже можно.

Похвала

Очень важный момент. Обратите на него внимание. Самое главное – это похвала. Даже если у ребенка не всё получается в плане речи, нужно его хвалить. Общение должно вызывать у малыша положительные эмоции. Он должен осознать: «Если я буду стараться, то меня похвалят».

Далее – нужно заниматься работой над ошибками. И ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него что-то не получается. Метод кнута в данном случае не работает совсем. Ребенок закроется и у него ничего не будет получаться.

Чтение – лучшее учение

Если вы занимаетесь с ребенком, который сам еще читать не умеет – ничего страшного. Читайте сами. Вслух. Чем чаще вы это делаете, тем лучше. Малыш слышит слова, он их запоминает, он пополняет словарный запас. Всё это идет на пользу. Незаметно, постепенно, но ситуация улучшается.

Разумность

Суть в том, что нельзя слишком сильно нагружать ребенка упражнениями по совершенствованию речи. То, сколько, в принципе, малыш может в день эффективно заниматься – отдельная тема. Нужно учитывать возраст и некоторые другие вещи. Скажем так: если речь идет о ребенке, которому исполнилось только 2 – 3 года, то 10 минут в день интенсивной работы – это нормально. Можно заниматься и больше, но с хорошими перерывами.

Темперамент

И его тоже нужно учитывать. Потому что есть «молчуны» - от природы – которые не очень хотят с кем-то общаться. Они не горят желанием много разговаривать. Нужно понять, что это такой темперамент, а не проблема с задержкой развития.

Сказки и стихи

Классика. Лучший способ запустить и усовершенствовать речь – это читать сказки, учить стихи и так далее. Опять возвращаемся к теме книг. Они могут показаться современному поколению чем-то устаревшим. Но это не так.

Внимание: если все же вы чувствуете, что что-то не получается, процесс идет как-то не так, то лучше обратиться к специалисту, не затягивая. Это очень важно.