Найти в Дзене
ivan.kinoman

Как делают кино. Пре-продакшн и Продакшн

Привет, киноманы! Меня зовут Иван, и если вам нравится то, как я пишу, предлагаю рассмотреть и мою книгу о кино "Смотри!"
(ссылка в конце статьи).

Джордж Клуни на съемках
Джордж Клуни на съемках

Современное кино создается для двух целей: это либо бизнес, либо искусство (редко, но порой у фильма получается и то и другое).

В первом случае основная задача — принести прибыль, поэтому неудивительно, что главным человеком на съемочной площадке такого фильма становится продюсер (именно он, к слову, получает премию «Оскар» за лучший фильм года).

Брэд Питт получает премию "Оскар" как продюсер фильма "12 лет рабства", 2014 год
Брэд Питт получает премию "Оскар" как продюсер фильма "12 лет рабства", 2014 год

Продюсер управляет денежными потоками:
- составляет смету и ищет финансирование (а иногда и сам является основным инвестором);
- контролирует расходование средств;
- «продает» фильм дистрибьюторам и зрителям.
В его задачи входит изучение сценариев и поиск режиссера, договоренности с киностудией и съемочной группой, руководство маркетинговой кампанией.

Во втором случае фильм старается затронуть важные жизненные вопросы и создать нечто уникальное, показывая ту или иную проблему с оригинальной точки зрения. Такое кино считается авторским, и главным на площадке подобного кино является режиссер.

Ларс фон Триер, один из самых популярных режиссеров авторского кино. На съемочной площадке он главное действующее лицо
Ларс фон Триер, один из самых популярных режиссеров авторского кино. На съемочной площадке он главное действующее лицо

Но вне зависимости от целей, найдя интересный проект, продюсер или режиссер организуют производство, которое можно разбить на три важных этапа. В этой статье мы разберем первые два этапа:

1 ЭТАП. ПРЕ-ПРОДАКШН (PRE-PRODUCTION)

Подготовка к съемкам занимает от пары месяцев до нескольких лет в зависимости от масштаба будущего фильма. Чем тщательнее все продумано, тем легче, дешевле и быстрее пройдут сами съемки. В рамках пре-продакшна:

1. Ищется финансирование

Фильм может искать финансирование не один год. Деньги выделяют киностудии из собственных и заемных средств, иногда кино спонсируется государством.

На сегодня самыми дорогостоящими фильмами являются (без учета инфляции и бюджета на маркетинг, только производственные):
- четвертая часть франшизы "Пираты Карибского моря: На странных берегах"

Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: На странных берегах", 2011 год
Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: На странных берегах", 2011 год

- кинокомикс «Лига справедливости Зака Снайдера» с бюджетом 370 млн долларов

Промо-кадр к фильму "Лига справедливости Зака Снайдера", 2021 год
Промо-кадр к фильму "Лига справедливости Зака Снайдера", 2021 год

- кинокомикс «Мстители: Финал» с бюджетом 356 млн долларов.

Кадр из фильма "Мстители: Финал", 2019 год
Кадр из фильма "Мстители: Финал", 2019 год

И это, повторюсь, если еще не брать стоимость рекламных кампаний!

2. Выбирается съемочная группа

Чем масштабнее фильм, тем, как правило, больше людей задействовано в его производстве. Иногда один человек выполняет сразу несколько функций на съемках. Джеки Чан даже установил рекорд, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса: в создании фильма «Доспехи Бога — 3: Миссия Зодиак» он поучаствовал как актер, режиссер, продюсер, боевой хореограф, композитор и даже ответственный за питание съемочной группы...

Джеки Чан в фильме "Доспехи Бога 3: Миссия "Зодиак", 2012 год
Джеки Чан в фильме "Доспехи Бога 3: Миссия "Зодиак", 2012 год

Режиссер и актеры работают за фиксированный гонорар, но иногда получают процент от кассовых сборов фильма. Так, Киану Ривз заработал свыше 200 млн долларов за трилогию «Матрица», а режиссер Джеймс Кэмерон — более 350 млн долларов за «Аватар».
А вот Мэтт Дэймон считается главным «неудачником» мира кино, поскольку отказался сниматься в том же «Аватаре», хотя ему предлагали 10% кассовых сборов (что составило бы 270 млн долларов).

Сэм Уортингтон в роли морского пехотинца Джейка Салли (именно эта роль изначально предназначалась Мэтту Дэймону)
Сэм Уортингтон в роли морского пехотинца Джейка Салли (именно эта роль изначально предназначалась Мэтту Дэймону)

Иногда роли в сценарии пишутся с прицелом на определенного актера. Например, Эльдар Рязанов видел в «Служебном романе» исключительно Алису Фрейндлих, без которой фильм, как он говорил, не мог состояться.

Алиса Фрейндлих в "Служебном романе", 1977 год
Алиса Фрейндлих в "Служебном романе", 1977 год

Но чаще для подбора ключевых героев организуется кастинг, где актеров просят сыграть часть сцен будущего фильма. Этот процесс может занимать значительное время: например, на роль главного героя в австралийском фильме «Лев» пробовались 4 000 претендентов.

Юный актер Санни Павар, сыгравший главного героя в фильме "Лев", 2016 год (мальчика выбрали из 4 000 претендентов!)
Юный актер Санни Павар, сыгравший главного героя в фильме "Лев", 2016 год (мальчика выбрали из 4 000 претендентов!)

И в одночасье неизвестный артист может проснуться популярным во всем мире.
Это произошло с Мэлом Гибсоном, случайно попавшим на кастинг «Безумного Макса» и ставшим суперзвездой после его выхода.

Молодой Мэл Гибсон попал в кино, можно сказать, случайно, на фото он в фильме "Безумный Макс", 1979 год
Молодой Мэл Гибсон попал в кино, можно сказать, случайно, на фото он в фильме "Безумный Макс", 1979 год

3. Пишется сценарий

Объем сценария полнометражного фильма составляет 100–120 страниц A4.

Изначально пишутся драфты, то есть черновые наброски. В процессе съемок они могут правиться десятки раз, учитывая все новые комментарии продюсеров, режиссеров и актеров.

Иногда сюжет меняется до неузнаваемости. Например, «Маска» задумывалась как хоррор в духе оригинального комикса, но в итоге стала эксцентричной комедией с Джимом Керри.

Слева - Маска из оригинального комикса в жанре хоррор, справа - Джим Керри уже в ставшем классикой комедийном амплуа на промо-кадре фильма "Маска", 1994 год
Слева - Маска из оригинального комикса в жанре хоррор, справа - Джим Керри уже в ставшем классикой комедийном амплуа на промо-кадре фильма "Маска", 1994 год

А случается так, что работу над картиной и вовсе начинают без готового сценария. Так, в «Касабланке» многие реплики героев придуманы по ходу съемок, а финал у истории появился только под конец. То же было и с отечественной «Кавказской пленницей», сперва состоявшей из двух новелл. Леонид Гайдай поощрял экспромты и сочинял шутки вместе с актерами прямо на площадке, а от второй новеллы про поиски йети в горах и вовсе решил отказаться.

Кадры из комедийной ленты Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", 1966 год
Кадры из комедийной ленты Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", 1966 год

Сценарий большинства фильмов имеет так называемую трехактную структуру, которая делает кино понятным и комфортным для восприятия.
Такой подход использовали еще в древнегреческих театрах, но окончательно понятие сформировалось в 80-х годах XX века в книгах Сида Филда.

Книга Сида Филда "Киносценарий", культовая книга для многих людей из мира кино
Книга Сида Филда "Киносценарий", культовая книга для многих людей из мира кино

Первый акт — экспозиция и завязка, занимает первые 15–30 минут фильма. Зритель знакомится с персонажами и миром героев. Первый акт завершается поворотной точкой — инициированием конфликта между героем и антагонистом.

Второй акт — конфронтация и развитие сюжета, основная часть фильма. Раскрываются второстепенные персонажи, конфликт накаляется. В середине акта происходит событие, которое окончательно меняет героя, а в конце он терпит сокрушительное поражение, после которого зрителю кажется, что «все пропало».

Третий акт — это оставшиеся 15–30 минут фильма, когда герой собирается с силами и происходит кульминация — окончательное разрешение конфликта и развязка.

Так, в фильме «Гладиатор» (2000) в первом акте гене- рал Римской империи Максимус побеждает в очередном сражении и планирует отправиться домой к семье. Все меняется, когда сын действующего императора Коммод организует государственный переворот. Во втором акте Максимус попадает в рабство, становится гладиатором, прибывает в Рим и планирует свергнуть Коммода. Акт завершается неудачной попыткой бегства и смертью части персонажей. Третий акт — решающий поединок Максимуса и Коммода в Колизее.

Хоакин Феникс и Рассел Кроу в фильме "Гладиатор", 2000 год
Хоакин Феникс и Рассел Кроу в фильме "Гладиатор", 2000 год

4. Решаются организационные и другие подготовительные вопросы

Режиссер вместе со сценаристами и операторами делают раскадровку сценария, рисуют и прописывают каждую сцену, составляется детальный план съемок. Актеры проводят читку сценария и необходимые репетиции, готовятся к роли.

Роберт де Ниро, например, для «Крестного отца — 2» в течение четырех месяцев тренировал местный акцент на Сицилии.

Роберт де Ниро в фильме "Крестный отец 2", 1974 год
Роберт де Ниро в фильме "Крестный отец 2", 1974 год

Хит Леджер для создания образа Джокера из «Темного рыцаря» на месяц закрылся в номере отеля, где создавал своего персонажа, работал над повадками и тембром голоса.

Хит Леджер в фильме "Темный рыцарь", 2008 год
Хит Леджер в фильме "Темный рыцарь", 2008 год

Энтони Хопкинс изучал дела серийных убийц и посещал тюрьмы, чтобы лучше воплотить образ Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят».

Энтони Хопкинс в фильме "Молчание ягнят", 1990 год
Энтони Хопкинс в фильме "Молчание ягнят", 1990 год

Кристиан Бэйл для роли в фильме «Машинист» сбросил вес с 81 до 55 кг, а потом всего за несколько недель набрал 31 кг для «Бэтмен: Начало».

Слева Кристиан Бейл в фильме "Машинист", справа - в "Бэтмен: Начало". Фильмы вышли в разные годы, но снимались почти сразу один за другим
Слева Кристиан Бейл в фильме "Машинист", справа - в "Бэтмен: Начало". Фильмы вышли в разные годы, но снимались почти сразу один за другим

На этом этапе необходимо обеспечить нужное оборудование, построить декорации, сшить костюмы, договориться со всеми участниками съемочной группы.

Подбираются нужные локации. Иногда для съемок используют целые районы крупных городов, на согласование уходят месяцы. Например, для съемок 30-секундной сцены «Ванильного неба» с Томом Крузом на три часа была перекрыта Таймс-сквер, это обошлось создателям в 1 млн долларов.

Том Круз на Таймс-Сквер в фильме "Ванильное небо", 2001 год
Том Круз на Таймс-Сквер в фильме "Ванильное небо", 2001 год

Съемочная группа трилогии «Властелин колец» насчитывала более 3000 человек (и это не считая актеров массовых сцен).

Было сделано почти 50 000 элементов доспехов, 19 000 костюмов и более 1800 ног хоббитов. Совместно с новозеландской армией был построен целый городок Хоббиттон. Дома были покрыты «живыми изгородями», специально были высажены деревья. Съемки начались лишь спустя год, чтобы декорация выглядела натурально (будете в Новой Зеландии — обязательно посетите это место!).

Городок хоббитов Хоббитон из трилогии Питера Джексона "Властелин колец"
Городок хоббитов Хоббитон из трилогии Питера Джексона "Властелин колец"

Все перечисленные моменты пре-продакшна взаимозависимы и часто решаются одновременно. После того как наконец все готово, съемочная группа переходит ко второму этапу.

2 ЭТАП. ПРОДАКШН (PRODUCTION)

Непосредственно съемочный процесс.

В российском кино есть традиция. В начале съемок режиссер разбивает тарелку, на которой маркером подписаны имена участников киногруппы о штатив камеры. Чем больше осколков - тем успешнее будет фильм.

Разрисованная тарелка с именами киногруппы, которую скоро разобьют :)
Разрисованная тарелка с именами киногруппы, которую скоро разобьют :)

Как правило (если мы не говорим о фантастическом кино, требующем много спецэффектов), продакшн - самая затратная часть создания фильма, поэтому ее стараются пройти как можно быстрее.

Аренда оборудования и локаций, привлечение большого количества людей к съемкам обходится дорого, поэтому бездействие на площадке недопустимо. Спешка, к слову, часто является причиной, по которой мы видим столько ляпов в том или ином фильме.

Думаем, каждый замечал несостыковки в сюжете, анахронизмы и очевидные промахи при демонстрации каких-то известных событий или быта определенно категории людей. Мы, как и любой российский зритель, каждый раз удивляемся неосведомленности голливудских киноделов, отображающих жизнь в России.

Например, в фильме «Железный человек 2» (2010) Микки Рурк, играющий ученого, смотрит российские новости «Теперь» (так, видимо, перевели «Сегодня»).

Роберта Дауни-мл. показывают в информационной программе "Теперь", и ниже еще видите - "Новости Глаза" :))) Все это "Железный человек 2", 2010 год
Роберта Дауни-мл. показывают в информационной программе "Теперь", и ниже еще видите - "Новости Глаза" :))) Все это "Железный человек 2", 2010 год

Отсутствие должного подхода можно заметить и в «Идентификации Борна» (2002), где Мэтт Дэймон, играющий шпиона, смотрит на свой «российский» паспорт, а там замечательное имя Ащьф Лштшфум (создатели просто набили на русской раскладке Foma Kiniav).

Паспорт Мэтта Дэймона в фильме "Идентификация Борна", 2002 год
Паспорт Мэтта Дэймона в фильме "Идентификация Борна", 2002 год

Небольшие фильмы снимаются за 1-3 месяца. Музыкальная драма Дэмьяна Шазелла «Одержимость» (2013) снята всего за 19 дней, киногруппа работала по 18 часов в сутки.

Майлз Теллер и Дж.К. Симмонс в фильме "Одержимость", 2014 год
Майлз Теллер и Дж.К. Симмонс в фильме "Одержимость", 2014 год

Блокбастеры, особенно натурные сцены, делаются гораздо дольше. Трилогию «Властелин колец» снимали в Новой Зеландии больше года.

Питер Джексон и Шон Бин на съемках "Властелина колец"
Питер Джексон и Шон Бин на съемках "Властелина колец"

Часто съемки затягиваются по разным причинам. Например, Джордж Миллер планировал снимать новую часть «Безумного Макса» (2015) в пустыне Австралии, но там впервые за 15 лет начались затяжные дожди. В итоге производство фильма перенесли в африканскую Намибию, что отодвинуло старт производства на 18 месяцев.

Шарлиз Терон и Джордж Миллер на съемках "Безумный Макс: Дорога ярости"
Шарлиз Терон и Джордж Миллер на съемках "Безумный Макс: Дорога ярости"

А иногда продолжительные съемки - это осознанный выбор режиссера. Ричард Линклейтер снимал «Отрочество» (2014) почти 12 лет. Это фильм о взрослении, рассказывающий о жизни подростка с первого класса до совершеннолетия. Для достоверности актеры не менялись на протяжении всего периода съемок.

Главный герой фильма "Отрочество", 2014 год
Главный герой фильма "Отрочество", 2014 год

Каждый дубль начинается с хлопушки, с помощью которой монтажер определяет номер сцены и дубля, а звукорежиссер синхронизирует изображение и звук.

Запись дублей занимает немного времени, гораздо дольше происходит подготовка к записи, выставление камер и освещения. Грим может занимать несколько часов, поэтому съемочный день актеры могут начинать в 3-4 утра, как было с Арнольдом Шварценеггером в «Терминаторе-2» (1991) или Джимом Керри в «Гринч - похититель Рождества» (2000).

Процесс гримирования Джима Керри для роли Гринча
Процесс гримирования Джима Керри для роли Гринча

Помимо натурных съемок вне павильонов сложнее всего даются сцены с опасными трюками, детьми, животными и большим количеством людей.

Хорошо, если снимается монофильм с одним актером, как, например, «Погребенный заживо» (2010) или «127 часов» (2010).

Джеймс Франко в фильме "127 часов", 2010 год
Джеймс Франко в фильме "127 часов", 2010 год

Но для съемок исторических фильмов часто задействуется многотысячная массовка. А для двухминутной сцены похорон в фильме «Ганди» (1982) было задействовано более 300 000 человек!

Кадр из фильма "Ганди", 1982 год
Кадр из фильма "Ганди", 1982 год

О пост-продакшне - 3 этапе создания фильма и о том, как на фильме зарабатывают деньги, мы поговорим в следующей статье.

И В ЗАВЕРШЕНИИ Я ХОТЕЛ СКАЗАТЬ. Друзья, спасибо, что прочли мою статью-исследование. Поставьте лайк, так вы сильно поможете каналу! И дадите возможность другим людям ознакомиться с материалом. Чем больше лайков - тем больше статей я публикую. Благодарю за поддержку! Всем добра и любви!

Если вы дочитали статью до конца, вам, возможно, нравится, как я пишу :)
Для вас я хочу сказать, что написал книгу о кино "Смотри!" в соавторстве с популярным маркетологом Игорем Манном. Книга будет полезна вам:
- если вы часто не знаете, что смотреть,
- если вы хотите начать лучше разбираться в кино,
- если вы хотите лучше говорить о кино.

Обложка нашей книги "Смотри!"
Обложка нашей книги "Смотри!"

Купить книгу можно на:
1. Wildberries
https://www.wildberries.ru/catalog/147554555/detail.aspx
2. Ozon
https://www.ozon.ru/product/kniga-smotri-mann-i-gamzin-i-mann-igor-borisovich-866351415/?sh=tsNBtHNi9Q
3. Cайте издательства
https://www.knigium.ru/books/smotri/
(промокод на скидку 20% - IVAN-SMOTRY)