Фабио Новембре – один из главных провокаторов в итальянском дизайне. Кресла HER & HIM для Casamania и кресло Jolly Roger для Gufram, cтол ORG для Cappellini и кресло Nemo для Driade – объекты эпатажного итальянца узнаются мгновенно и запоминаются навсегда.
Фабио Новембре родился в 1966 году в итальянском Лечче, городе, известном во всем мире как одна из столиц барокко. Он был вторым ребенком в семье с четырьмя детьми, и с детства принимал все решения самостоятельно – родителям просто не доставало времени уследить за всей ребятней. Определяться с профессией тоже пришлось самому, и в 1984 году переехал в Милан, где поступил в Политех на архитектора. Потом дизайнер будет рассказывать, что это вышло почти случайно: он приехал навестить брата в Милан, город ему понравился, и он решил учиться именно здесь. Архитектуру выбрал как одну из самых гуманистических профессий, и к тому же довольно перспективную, поскольку именно из архитектуры рождались новые направления того времени, например, графический дизайн.
Получив диплом архитектора, Фабио решил переехать в Нью-Йорк. В 1992 году он поступил на курс кинорежиссуры при Нью-Йоркском университете, а через два года получил свой первый заказ в области дизайна: итальянский модельер Анна Молинари предложила ему оформить бутик ее бренда Blumarine сначала в Гонконге, а потом – в восторге от первого проекта, – еще и в Лондоне. Оба проекта получились вызывающе экспрессивными, гламурными и по-хорошему сумасшедшими (чего стоят только обрамляющие высокий дверной проем золотые женские ноги), и, получив первые положительные отклики, Фабио понял, что нашел себя. В том же году он вернулся в Милан и открыл собственное дизайнерское бюро. Сейчас в собственной краткой биографии, которая висит на сайте студии, Фабио говорит: «С 1966 года меня называют Фабио Новембре, а с 1992 года – еще и архитектор».
Работа началась, но в мире о Новембре почти не знали до тех пор, пока не начал создавать предметы для ведущих итальянских фабрик: Driade, Cappellini, Venini и Kartell. В 2001-м дизайнер пришел к Джулио Капеллини со столом Org. Это была сенсация. Столешницу из тонкого прозрачного стекла удерживали над землей несколько десятков красных шнуров-ножек – ничего подобного не делала тогда никто. Cappellini не только запустили предмет в производство, но и предложили дизайнеру сделать еще несколько модификаций, например, с круглой столешницей. Не меньший фурор произвела созданная в следующем году диванная система And. Представляя собой единую структуру, она закручивается, как спираль.
По мнению Фабио, форма никогда не бывает самодостаточной. Это всего лишь контейнер, в который творческий человек помещает свое видение жизни, свои идеи и мысли. Поэтому, самое главное для дизайнера - постоянно менять угол зрения на привычные предметы, искать новые, неожиданные точки видения и преодолевать границы собственных мыслей. К примеру, у его знаменитого стола ORG, созданного в 2001 году, множество декоративных ножек именно потому, что Фабио гораздо интереснее то, что происходит под столом, а не вокруг него.
Говоря о предметном дизайне в целом, Новембре стремится придать жизнь каждой вещи, выразить душу предметов, ведь они являются ежедневными спутниками нашей жизни. При этом он считает идеалом формы человеческое тело, и в его работах часто можно увидеть очертания мужских или женских фигур в различных вариациях, будь то гигантские женские руки, поддерживающие потолок ресторана, дверной проем в виде женских ног или спинка стула в форме спины и ног мужчины или женщины.
Удивительно, но уже первый крупный проект во многом определил авторский стиль дизайнера и выделил основные темы его творчества. Длинные и стройные, сложенные из блестящей золотой мозаики, женские ноги позже «трансформировались» и в другие части женского тела – именно его Новембре всегда называл своим главным вдохновителем. «Сексуальность и человеческое тело», – говорит дизайнер в одном из интервью, и, глядя на его полные страсти проекты, едва ли можно в этом усомниться. Так, один из самых знаковых предметов дизайнера – кресла HER & HIM для Casamania (2008), пожалуй, одни из самых сексуальных предметов современного дизайна. В том же году, уже для Driade, дизайнер сделал лимитированную серию диванов Divina. Спинка была выполнена в виде женской фигуры.
В 2000–2003 годах Фабио Новембре был арт-директором компании Bisazza и оформлял ее шоу-румы по всему миру. Он любит использовать мозаику в своих интерьерных, выставочных проектах и инсталляциях. А таких в его карьере не мало. Престижные бренды и популярные марки часто приглашают Новембре для своих рекламных презентаций. Он делал яркие и незабываемые выставки для Pepsi, Lavazza, Philips, BMW и Mercedes.
Когда в 2013-м он сделал кресла-черепа для Gufram, назвав их Jolly Roger («Веселый Роджер»), то стал рассказывать всем, что это — дань памяти его дедушке, который был пиратом. «Мне кажется, я уже сам начал в это верить... У каждого в роду должен быть хоть один дедушка-пират: это будет самая прочная ветвь в родословной, за которую всегда можно ухватиться, если что».
Все проекты — от бутиков Stuart Weitzman в Риме и Милане до вешалки Meltin’Pot — китчеватые рассказы о жизни, смерти и любви. Помимо фильмов Феллини, главным источником вдохновения Новембре называет женское тело. Обнаженные модели — непременный атрибут на всех рекламных фотографиях его предметов. В начале 2000-х Новембре оформил интерьеры миланской дискотеки Divina («Божественная»): на стенах — гигантские цифровые копии самых знаменитых в истории мировой живописи женских ню, от старых мастеров до импрессионистов.
В 2015-м Новембре стал арт-директором знаменитого футбольного клуба «Милан», и вот уже оформлена им главная витрина легендарного миланского магазина La Rinascente, только что признанного лучшим универмагом в мире. Годом раньше он создал интерьеры новой штаб-квартиры клуба.
Его стиль эксцентричен. Причем не только в творчестве, но и в жизни.
«Хороший предмет — это мощное индивидуальное усилие. Не верю я в тренды, а верю в гениальных людей. Таких как Марк Ньюсон, Рон Арад, Том Диксон. Родом из разных стран, они теперь живут в Англии, а работают по всему миру. Они и я, мы своими вещами рассказываем истории, эмоциональные и захватывающие. Когда особенные «истории» овладевают умами многих, тогда и зарождаются новые тенденции. 1960-е, 1970-е, 1980-е годы были временем скандальных творческих групп (Superstudio, Archizoom, Pentagram), которые считали, что способны изменить мир. Ничего не вышло. Высокий дизайн формируют отдельные сильные личности».
В миланском Palazzo dell’Arte, в рамках XXI Триеннале показывали его комнату-инсталляцию Intro "Вход" — одну из 11 комнат выставочного проекта Stanze. Круглое помещение, обитое красной кожей, с фигурами позолоченных дев-весталок у входа, должно вызывать длинную цепочку ассоциативных связей с человеческой головой, яйцом как началом жизни, материнской утробой и спальней, где мы уподобляемся беззаботным младенцам. Фабио Новембре, как всегда, придумал целую философскую концепцию для своего проекта, полную парадоксальных сентенций и неожиданных выводов.
Спасибо за ваш интерес и внимание. Сохраняйте себе в любые социальные сети, что бы не потерять. Подписывайтесь и ставьте лайки - это очень помогает развитию канала.
В статье используются фото с сайта: pinterest.com.