Найти в Дзене
Полит-НН.Ру

Перевернута еще одна страница в политической жизни Нижегородской области

Можно ли говорить, что нынешнее поколение нижегородских политиков кардинально отличается по своим качествам от того, к которому принадлежал Евгений Крестьянинов, или же все дело в том, что общественная и политическая ситуация очень серьезно изменилась? Трудно ответить на вопрос, что первично – курица или яйцо. Я склонен считать, что влияние ситуации на политиков и политиков на ситуацию – взаимное.

Поколение Крестьянинова – это поколение первых. Тех, кто пришел, когда открылось действительно большое окно возможностей. Тогда депутатами становились те, кто еще несколько лет назад не мог даже помышлять о том, что они будет оказывать влияние на жизнь города и региона. В 1990 году состоялись выборы депутатов РСФСР, депутатов областного и городских советов.

К слову сказать, Евгений Владимирович был не только депутатом областного совета, но и депутатом Приокского райсовета, причем, даже заместителем председателя райсовета. А это очень хорошая школа: тогда – на очень короткий период – снова стал актуальным лозунг «Вся власть Советам!». Речь шла о том, чтобы отодвинуть на периферию партийную номенклатуру КПСС. И это удалось – не без влияния самого Горбачева.

После последнего съезда партии Михаил Сергеевич предложил всем, кто совмещает должности председателей советов и секретарей соответствующих обкомов и прочих партийных структур, все-таки выбрать, кем они будут. У нас Геннадий Ходырев, возглавлявший областную партийную организацию, одновременно был председателем областного совета, и он выбрал партийную должность. А главой облсовета стал Александр Соколов.

Инженерные работники, рабочие, деятели культуры стали действительно выдвиженцами с низов – не каких-нибудь партийных низов, а именно, что называется, по инициативе масс. Это было совершенно искреннее движение, основывающееся на желании перемен, на ожиданиях. Они были первыми, они заложили серьезный фундамент перемен. Это случилось с помощью депутатов на уровне РСФСР, на областном и городском уровне – именно эти выдвиженцы снизу сформировали тот костяк людского кадрового потенциала, который обеспечил очень серьезные перемены в общественно-политической и экономической жизни страны.

Среди них был и Евгений Крестьянинов. Это была последняя неделя августа 1991 года, когда вдруг подал в отставку весь руководящий состав областного совета, и председателем был избран Крестьянинов. Его досталось очень сложное время: назначение руководителей областных администраций, серьезные кадровые перемены в составе районных властей.

Многие выдвиженцы того времени стали заметны на уровне не только региона, но и страны, особенно после 1993 года, с принятием новой конституции и образованием новых федеральных органов власти в виде Государственной думы и Совета Федерации, совершенно нового органа по типу сената. И в этих структурах заметную роль играли нижегородцы, в том числе Евгений Крестьянинов, который в Совете Федерации возглавлял комиссию по регламенту и парламентаризму.

А дальше... представительная власть перестала быть представительной властью. И баланс сил сместился в сторону исполнительной власти. Способствовало ли этому принятие новой конституции? Отчасти. Но здесь есть логическая ошибка. Республика, которая стала после принятия конституции Российской Федерацией, была не президентской, а президентско-парламентской. И выборы 1995 года показали, что серьезную силу представляет собой фракция коммунистов, которая заметно влияла на проведение политики. Никто не скажет, что власть Бориса Ельцина была подавляющей и доминирующей. Но затем вступили в действие субъективно-объективные факторы, а именно сложность перехода, как экономической, так и социально-политической трансформации.

Последним откровенно демократическим результатом были выборы 1999 года, однако в то же время стала намечаться тенденция потери интереса к местной политике, снижение явки, трудности избрания депутатов. Я бы еще отметил процесс диверсификации депутатского корпуса в сторону усиления влияния исполнительной власти, сосредоточения в ее руках финансовых и материальных ресурсов.

Сейчас мы пришли к тому, что фактически, в частности, в Нижегородской области – я беру на себя смелость это утверждать – местное самоуправление фактически ликвидировано. Общую вертикаль власти продолжили районные вертикальки. Политическая жизнь уходит с земли в сторону кабинетов, где политические процессы получают подковерный характер.

Сегодня мы прощались с первым демократически избранным председателем областного совета (не беру во внимание ни Ходырева, ни Соколова) Евгением Крестьяниновым. Перевернута еще одна страница в политической жизни Нижегородской области.

Нужно заметить, что Евгений Владимирович в этой истории – фигура трагическая, волей обстоятельств его потенциал не был раскрыт (об этом можно много говорить, писать книги – даже нужно, и кто-нибудь когда-нибудь напишет).

Мне искренне жаль, что талант этого человека не раскрылся полностью.

Виктор Лысов, политолог