Найти тему
Оружейникофф

Т-70 – советский танк погони

Несмотря на скромные боевые качества легких танков, в СССР во времена ВОВ, легкие танки производились тысячами. Легкий танк Т-70 призван был заменить другой танк – Т-60, который, из-за слабой защиты и вооружения, был фактически бесполезен в новой войне. Но они были проще и дешевле в производстве, позволив войскам продержаться до появления достаточного количества Т-34 и КВ.

Легкий танк Т-70
Легкий танк Т-70

Действительно, легкие танки выпускались на проверенных и отработанных шасси серийных автомобилей, двигатели от автомобилей, технология производства простое и отлаженное, что позволяло в кратчайшие сроки наладить выпуск танков на любом автозаводе.

К разработке танка Т-70 приступили в сентябре 1941 года, когда стало понятно, что 20-мм пушка и броня 10-35 мм ничего не может противопоставить немецким средним танкам. И речь шла уже не о победе, а о том, чтобы Т-60 выжил после встречи с танком противника.

Легкий танк Т-60
Легкий танк Т-60

В КБ завода №37 решили просто модернизировать Т-60, становив более мощный 100-сильный двигатель ЗИС-60, становить новую башню с 45-мм пушкой. Также предполагалось увеличить лобовую броню до 45 мм. Но из-за вынужденной эвакуации завода из Москвы, не удалось наладить производство двигателей. Была попытка установки 86-сильного ЗИС-16, но и с ним вышли трудности. Но время шло, фронту требовались танки.

Почти одновременно с заводом №37, к разработке танка приступили и на Горьковском автозаводе, что было правильно и логично – ГАЗ давно уже занималось производством бронетехники для армии, в частности, там производились танкетки Т-27 и плавающих танков Т-37А. Собственно, и Т-60 производили именно там.

-3

Проект нового танка предложил главный конструктор завода №37 Н.А. Астров, который запускал производство Т-60 на ГАЗе, да так и остался там. Танк предлагалось создать на базе Т-60, хотя речь и не шла о банальной модернизации. Астров нашел решение проблемы с двигателем, предложив использовать спарку из двух двигателей ГАЗ-202, суммарной мощностью в 140 л.с. Силовая установка получила маркировку ГАЗ-203.

Николай Александрович Астров
Николай Александрович Астров

Корпус сваривался из бронелистов 6,10,15,25,35 и 45 мм, сварные швы дополнительно усиливались клепкой, листы в лобовой и кормовой частях располагались под рациональными углами наклона. Лоб корпуса имел толщину 45 мм нижнего листа, и 35 мм верхнего. Борта 15 мм, корма: верх 15 мм, низ 25 мм.

Башня была спроектирована в двух вариантах: сварной и литой. Поскольку производство литой башни освоить так и не удалось, устанавливалась сварная, лоб башни 15 мм плюс маска орудия в 50 мм. Борта – 35 мм.

Вооружен Т-70 был неплохо, пушка 20-К 45 мм, боекомплект 90 выстрелов. Прицельная дальность с телескопическим прицелом – до 3,6 км, максимальная – 4,8 км, с механическим прицелом, прямой наводкой – не более 1 км. Спаренный с пушкой пулемет ДТ 7,62 мм с 945 патронами.

-5

В октябре 1942 года ГАЗ начал выпуск Т-70М, с улучшенной ходовой, с увеличенной шириной траков – с 260 до 300 мм.

В июне 1943 года ГАЗ подвергся авианалету немцев, в результате чего сильно пострадали многие здания и цеха завода. Тем не менее, выпуск танков не прекратился. Но с 1 октября все равно производство танков Т-70 остановили, перейдя на производство самоходок СУ-76М.

Всего же за 1942-1943 года удалось выпустить 8226 танков Т-70 и Т70М, что сильно помогло Красной армии.

Что касаемо боевых качеств, то они были скромными, Т-70 не мог противостоять немецким средним танкам и противотанковой артиллерии, и не годился для поддержки атакующей пехоты, в результате было потеряно много танков.

Однако Т-70 был практически незаменим в преследовании отступающего врага. Быстрый танк, с большим запасом хода, с надежным и малошумным двигателем подходил для этого лучше всего, а в 1943 году, когда Красная армия в основном наступала, танки Т-70 (да и Т-60) очень пригодились.

-6