Власти Калининграда не теряют надежды ускорить в городе трамваи и открыть новые маршруты. В планах — кольцевая и несколько направлений в относительно новые микрорайоны. Правда, перспектива реализации этих задумок — весьма отдаленная: 2030-2040 годы. Что в мэрии планируют делать со старыми трамвайными ветками и где могут появиться новые — в материале «Нового Калининграда».
Ремонт Ленпроспекта и «разгрузочный» маршрут
Для беседы о перспективах развития трамваев на площадку центра развития «Горпросвет» в понедельник, 22 мая, позвали замглавы комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии Антона Романова и директора «Калининград-ГорТранса» Владимира Фомина. Дискуссию модерировал культуролог Александр Попадин. Предполагалось, что гости будут отвечать на вопросы горожан, оставленные в соцсети, но большую часть эфира заняла презентация планов. «В прошлом году мы остановили деградацию данного вида транспорта и развернули ее вспять, запустив новый маршрут — третий трамвай», — с ходу заявил Антон Романов.
Из небольшого экскурса в историю, проведенного чиновником для слушателей, следовало, что в 1938 году в городе было 13 трамвайных маршрутов, в 1947-м их количество уменьшилось до пяти, к 1994 году сеть расширилась до девяти маршрутов, а к 2015-му сократилась до одного. В первые 15 лет нового столетия власти занимались расширением улично-дорожной сети за счет трамвайного полотна. Эти работы, согласно отчету мэрии, коснулись улиц Невского, Горького, Гайдара, Советского проспекта, улицы Борзова, Московского проспекта, а также улиц Транспортной и Суворова.
В нынешнем Генплане, который был принят в 2016 году и действует до 2035 года, по словам Романова, предусмотрено «развитие или сохранение» девяти маршрутов. Однако властям пришлось пересмотреть эти планы «с учетом перераспределения населения». Директор «Калининград-ГорТранса» Владимир Фомин рассказал, что спрос на трамвайные перевозки растет. По сравнению с прошлым годом он, по его словам, увеличился на 30%.
Общая протяженность двух действующих в Калининграде маршрутов составляет 38 километров, трамваи передвигаются по ним в среднем со скоростью 12 км/ч (к 2034-му ее рассчитывают увеличить до 20 км/ч). Пассажиропоток на маршруте № 5 («ул. Бассейная — „Мясокомбинат“ (ул. Дюнная)») составляет 10 тысяч человек в сутки, на маршруте № 3 («Южный вокзал — Центральный парк культуры и отдыха») — около трех тысяч. В парке «Калининград-ГорТранса» сейчас имеется 36 трамваев, из них 16 — новые «Корсары», закупленные в 2019 году. Самому старому транспортному средству, но данным мэрии, сейчас 43 года. При этом часть трамваев не используется: для обслуживания двух действующих маршрутов задействованы только 20 вагонов.
По словам Антона Романова, городские власти планируют дальнейшее развитие трамваев в две очереди. Первая предусматривает запуск этого вида транспорта по Ленинскому проспекту (это станет возможным только после ремонта эстакадного моста) и в перспективе — создание кольцевого, «разгрузочного», маршрута. Предполагается, что трамваи по нему будут следовать с Южного вокзала через эстакадный мост, гостиницу «Калининград», Ленинский проспект, площадь Победы, улицы Черняховского, 9 Апреля, Октябрьскую, Багратиона и бывшую Тополиную аллею, которая превратилась в отрезок Ленинского проспекта. Эти планы рассчитывают претворить в жизнь к 2030 году.
«Возможно, мы предусмотрим перераспределение потоков общественного транспорта с учетом данного маршрута. Всё упирается в состояние Ленинского проспекта ненормативное и первой эстакады. Сейчас мы разрабатываем техническое задание на проектно-сметную документацию по первой эстакаде, предусматривая в его разрезе полноценные трамвайные пути, которые в дальнейшем решат эту проблему», — сообщил Романов.
В перспективе — Восточный и Южный микрорайоны
Вторая очередь развития трамвайной сети предполагает запуск нескольких новых маршрутов. В мэрии считают целесообразным направить трамваи в микрорайоны Восточный и Южный, в котором «уже есть очевидное напряжение по доступу в центр». Первый маршрут, по задумке властей, будет проходить по улицам Фрунзе, Гагарина, Благовещенской и далее — либо до границы с Гурьевским округом, либо по улице Денисова. Второй маршрут предусмотрен через Инженерный переулок по улицам Толстикова, Интернациональной и Аллее Смелых.
Третий маршрут, по словам Фомина, пока находится только на стадии концепции. Власти считают, что трамваи можно было бы пустить в район улицы Катина на Северо-Западе города — о планах по развитию территории там ранее сообщал «Автотор». «Пока эта территория не будет развиваться по факту, необходимость подводить туда трамвай отпадает», — пояснил замглавы комитета развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Старые маршруты, о возобновлении которых ведутся разговоры многие годы, в нынешних условиях, как теперь считают власти, требуют переосмысления. Возвращать трамваи на проспект Победы и улицу Тельмана (по Генплану там предусмотрены туристические рейсы), по словам Романова, нецелесообразно, так как на этих маршрутах практически нет пассажиропотока. «Трамвай — это фактически наземное метро большого объема, — провел аналогию чиновник. — В том виде, как, например, улица Тельмана: нет спроса. Там нет пассажиропотока, мы привезем одного, двух, трех человек, но при этом дальше наполняемости этого трамвая не будет. То есть задачка не будет решена». Пути же развития старых маршрутов «ограничены сложившейся застройкой», указывают горвласти.
Трамваев через Вторую эстакаду в направлении улицы Дзержинского и в микрорайоне Сельма ожидать тоже не стоит. На Сельме, по словам Романова, такой проект в условиях сложившейся застройки потребовал бы значительных финансовых вложений. При последующем развитии общественного транспорта в этом микрорайоне власти рассчитывают задействовать железнодорожную ветку. «В дальнейшем история Сельмы, возможно, будет реализована через развитие совместно с транспортом РЖД данной ветки: через рельсобус попытаться доставлять людей в центр», — уточнил представитель мэрии.
В целом же в администрации Калининграда считают «задачей минимум» сохранить существующую трамвайную сеть. «Необходимо в первую очередь привести в нормативное состояние тот комплекс, который мы сейчас эксплуатируем. Его необходимо отработать, в нем необходимо реализовать как раз вот эти выемки, увеличить скорость движения, увеличить привлекательность транспорта. И только после этого можно говорить, куда нам двигаться или идти за спросом», — подытожил Романов.
Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград. Схемы маршрутов — из презентации городской администрации