Найти тему
Запретные Темы Истории

Первое знакомство с музеем в Акамбаро

Предыдущую публикацию по данной теме можно прочитать по этой ссылке.

Когда идет речь о привнесенном извне знании, как правило, опускается по умолчанию детализация самого процесса передачи. Мы говорим: «дали знания»… А как дали?.. Что подразумевается под словом «дали»?.. Ведь это – не предмет и не вещь, которая передается из рук в руки.

Что бы сделали мы сами, будь у нас возможность и необходимость передать кому-то знания в сжатом, сконцентрированном виде, стремясь сэкономить потраченное на это время и силы, но получить при этом максимальный результат?.. Самый простой способ – не обучать чтению и письму и передавать книги, а взять проектор или компьютер и просто показать научно-популярный фильм. Именно показать!..

И недаром как-то на вечернем обсуждении в Акамбаро Дмитрий Павлов высказал мысль, что вот, дескать, собрали школьников, показали фильм Спилберга, дали глину в руки и сказали: «лепите, детки»…

Конечно, качество статуэток в коллекции Джульсруда явно выше того, что сможет сделать среднестатистический современный школьник. Тут уж тогда есть смысл говорить о чем-то типа «художественной школы» или «школы изобразительных искусств», где обучаются люди (и даже вовсе не дети в том числе), имеющие определенные способности и задатки в лепке из глины. Но суть от этого не меняется…

И тогда, между прочим, вполне понятны некоторые особенности изображений. Например, уже упоминавшийся акцент на значимых и отличительных особенностях конкретного животного: фактура кожи, пластины на спине, стреловидный хвост, длинная шея, клыки у саблезубого тигра и так далее и тому подобное. Именно так и действует художник, когда есть необходимость создать легко опознаваемый образ, не отягощенный излишней детализацией – подчеркнуть несколько важных, бросающихся в глаза черт. И запоминаются прежде всего такие черты – бросающиеся в глаза. Особенно при просмотре фильма Спилберга или научного фильма по палеонтологии…

Шестипалый динозавр. Изображение взято из книги А. Ю. Склярова «Древняя Мексика без кривых зеркал», издательство ВЕЧЕ, 2009
Шестипалый динозавр. Изображение взято из книги А. Ю. Склярова «Древняя Мексика без кривых зеркал», издательство ВЕЧЕ, 2009

Но в таком случае как раз и обращаешь внимание прежде всего на подчеркнутые художником детали. Например, на шесть пальцев, которые явно специально прорисованы у некоторых статуэток. В экспозиции музея Джульсруда есть шестипалый динозавр и шестипалая обезьяна. Копаясь же в «закромах» – ящиках, в которых хранится основная коллекция – нам повезло обнаружить и безголовую фигурку какого-то гоминида также с шестью пальцами!..

Что это?.. Шутка художника?.. Или его, также как и нас, поразил сам факт наличия именно шести, а не пяти пальцев на лапах и руках?.. Что это тогда за причуды эволюции?.. Или здесь вообще мы имеем дело с изображением обитателя какого-то совсем иного – «шестипалого» – мира?!.

Безголовая статуэтка шестипалого гоминида. Изображение взято из книги А. Ю. Склярова «Древняя Мексика без кривых зеркал», издательство ВЕЧЕ, 2009
Безголовая статуэтка шестипалого гоминида. Изображение взято из книги А. Ю. Склярова «Древняя Мексика без кривых зеркал», издательство ВЕЧЕ, 2009

В отличие от других мест Мексики, которые лежат на туристических маршрутах, мы ехали в Акамбаро, по сути, в полную неизвестность. Мы не знали даже открыт ли вообще сейчас музей Джульсруда, и удастся ли нам его увидеть. Информации об этом нигде нельзя было найти. Предварительных контактов с дирекцией музея тоже не было. Мы ехали – то, что называется – «на удачу»…

И нам крупно повезло.

Как уже упоминалось в начале главы, после нашей вечерней разведывательной прогулки к закрытому музею, утром нас уже ждал Мигель Уэрта – директор музея. Встретил он нас определенно удивленно и несколько настороженно. Еще бы – максимум несколько случайных посетителей в день, а тут сразу целая группа из далекой России (мы были первой организованной группой из нашей страны, посетившей музей в Акамбаро), да еще и сделавшая специально большой крюк…

После некоторого «пристрелочного друг к другу» разговора, когда выяснилась и определенная общность подходов к древней истории, и общий интерес к коллекции, Мигель, оказавшийся очень общительным и контактным человеком, а кроме всего прочего и увлеченным идеей исследования и популяризации коллекции Джульсруда, пошел навстречу нашей просьбе и разрешил для съемок раскручивать витрины и доставать из них статуэтки. В противном случае нам пришлось бы очень туго: неудачное дневное освещение и блики от стекла витрин создавали совершенно невыносимые для съемок условия.

Поначалу Мигель сам раскручивал крепления витрин, но постепенно отдал и эту часть работы нам, видимо, удостоверившись в том, что ломать мы ничего не собираемся и относимся к экспонатам очень бережно. Так что мы имели полную свободу действий и возможность не только лицезреть статуэтки, но и брать их в руки, осматривать со всех сторон и снимать нужные ракурсы. Где бы в каком еще музее нам бы такое позволили?!.

«Лошадь с хохолком» из закромов музея Джульсруда. Изображение взято из книги А. Ю. Склярова «Древняя Мексика без кривых зеркал», издательство ВЕЧЕ, 2009
«Лошадь с хохолком» из закромов музея Джульсруда. Изображение взято из книги А. Ю. Склярова «Древняя Мексика без кривых зеркал», издательство ВЕЧЕ, 2009

А после того, как мы отсняли открытую экспозицию музея, Мигель позволил добраться и до «закромов»: содержимого ящиков, которыми был уставлен его кабинет. Мы заглянули буквально в несколько ящиков, но и этого было достаточно, чтобы понять, что тут еще непочатый край работы. Сюда нужно приезжать не на пару-тройку дней «наскоком», а погружаться в длительное и кропотливое исследование содержимого этих ящиков на несколько недель или даже месяцев. И все равно это будет лишь поверхностное знакомство с коллекцией Джульсруда… (А. Скляров)

Продолжение следует...

Один из многих десятков ящиков с «закромами». Изображение взято из книги А. Ю. Склярова «Древняя Мексика без кривых зеркал», издательство ВЕЧЕ, 2009
Один из многих десятков ящиков с «закромами». Изображение взято из книги А. Ю. Склярова «Древняя Мексика без кривых зеркал», издательство ВЕЧЕ, 2009

#история #загадкиистории #древниецивилизации #андрейскляров #мезоамерика #мексика #акамбаро #коллекцияджульсруда #музеимира