Найти тему
Советская авиация

Жуткая разруха в музее авиации

Оглавление

Когда я посещал Китай летом 2017 года, одной из обязательных точек посещения был музей ВВС на бывшей авиабазе Датаньшан к северу от Пекина. Эмоции после его посещения остались смешанные. Да, это очень большой и красивый музей, но местами он откровенно разочаровал, а кое-где заставил ужаснуться. В целом, подобные эмоции возникают у некоторых посетителей монинского музея, где величие и разруха тоже следуют рука об руку.

Особо впечатлительным фанатам социализма прошу укротить свои эмоции. Я умышленно собрал в одной статье самые впечатляющие фотографии, которые не характеризуют весь музей в целом. Но все описанные факты имеют место быть. Так что каждый может для себя решить, хороший ли музей, в котором происходят такие вещи.

-2

Во-первых, музей расположен достаточно далеко от центра, и до него трудно добраться. Мы жили в самом центре Пекина, в шаговой доступности от площади Тяньаньмэнь. Чтобы добраться до музея, нужно было сесть в метро, проехать участок по кольцевой ветке, пересесть на жёлтую ветку, а потом снова перейти на отдельную ветку, которая с окраины города ведёт за город, к могилам императоров династии Мин. Эта ветка проложена на высокой эстакаде.

-3

Мимо проносились стройки, промзоны, микрорайоны, сады, реки, болота, озёра, транспортные развязки, снова промзоны и снова микрорайоны.

Наконец, выйдя посреди «пекинского Бутово», пришлось сесть в автобус и проехать ещё с десяток километров. Мимо пыльных улочек, руин снесённых зданий, уличных торговцев фруктами...

Выехав из городской застройки, автобус высадил меня на обочине шоссе. Но и это ещё не всё. Теперь предстоял путь до музея, ведь никакой транспорт туда не ходит. Надо идти по краю бетонной дороги, построенной для перегона самолётов между двумя авиабазами. Справа и слева — только сады под проводами линий электропередач. Хорошо хоть, что вход в музей бесплатный.

Дальше у входа меня встретили четыре самолёта Мао Цзэдуна. Однако, тут постигло первое разочарование: открытый ещё за год до этого Ил-18 оказался наглухо закрыт и огорожен. Видимо, китайцы доконали самолёт и ему требовалась реставрация. Самолёт и по сей день стоит закрытым, ничего не изменилось.

-7

Дальше я прошёл вдоль аллеи истребителей, где отметил некоторые проблемы с шасси.

-8
-9

И дошёл до уникальной для мировых авиационных музеев экспозиции — подземного ангара-укрытия. Однако, и тут фиаско: стеклянные двери оказались заперты.

-10

Подойдя с противоположного конца, я понял причину: гидроизоляция тоннеля приказала долго жить, внутри влажно и смрадно, с потолка капает. И во всём этом стоят редчайшие самолёты и вертолёты.

-11

Когда я шёл обратно, из подворотни раздался возмущённый гогот. По боковой дорожке бежали, расправив крылья, гуси и куры. Откуда они сбежали? С подсобного хозяйства музея? У сотрудников всё настолько плохо с пропитанием?

-12

Дальше, на главной аллее музея я заметил, что у установленного здесь советского Ту-2 вдребезги разбито остекление кабины, причём по обоим бортам. И никому нет до этого дела.

«Оригинальный» способ проветривания экспоната — оставить открытую форточку. Не думаю, что во время внезапных ливней и гроз кто-то бежит закрывать её.

Дальше мне встретились совершенно заброшенные грузовики. Несколько лет назад они были в неплохом состоянии, но китайцы оказались неспособны нормально их покрасить, чтобы не пробивалась ржавчина. Даже со своевременной подкачкой колёс не справились.

-15

Так я дошёл до главного здания музея, внутри которого тоже имеется обширная экспозиция.

-16

И тут облом: двери связаны велосипедным замком, внутри никого.

-17

А там должно было быть очень интересно внутри. Обидно.

Фото: yiran
Фото: yiran

Рядом — ещё одно наглухо запечатанное здание, где представлено несколько препарированных истребителей. Снимал через окно. Судя по лужам на полу, тут тоже протекает крыша. И это прекрасное здание запустили.

-19

Здесь началась дальняя окраина музея, где разрозненные самолёты стояли в высокой некошенной траве. Один из них, Hawker Siddeley HS-121 стоял (да и сейчас стоит) без колёс на передней стойке. Видимо, кому-то колёса были нужнее.

Внутри в качестве балласта набросаны камни и бетонные плиты.

-21

Дальше находился (и сейчас он там же) «отстойник повреждённых экспонатов, ожидающих реставрации» (десятилетиями). Голые фюзеляжи, Ан-2 с ободранными крыльями, валяющиеся в траве стремянки и прочее оборудование. Знакомая картина аэродромной разрухи.

Дальше я попал на площадку ПВО, где в зарослях прячутся китайские копии ЗРК С-75. Когда-то здесь было красиво, но и эту площадку запустили, позволив зарасти кустами.

Рядом — ржавеющие грузовики с антеннами.

-24

И ещё много разного оборудования, тоже в кустах.

Но самый сильный шок я испытал на вертолётной площадке. Здесь всё довольно цивильно, экспонаты аккуратно расставлены, покрашены, травка покошена. Но многие вертолёты утонули колёсами в земле. А некоторые вообще стоят без колес.

У многих разбито остекление, внутри полная разруха.

Валяется мусор.

-28

Проблемы с колёсами.

Но сильнее всего досталось нескольким Ми-8. У одного ко всему прочему помят фюзеляж.

Вертолёты буквально разгромлены. Но как с этим боролись сотрудники музея? Они просто закинули моток колючей проволоки в кабину! Дёшево и сердито!

-31

Осы, поселившиеся в одном из лючков, также помогают сотрудникам отгонять посетителей.

-32

Вот такая безрадостная картина. Что думаете по этому поводу? Допустимы ли подобные ситуации для главного авиационного музея великой державы? Или это нормально для Китая? А может быть, ничего страшного, ведь далеко не весь музей так выглядит?

-33

Теперь вы видели немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!