Когда я посещал Китай летом 2017 года, одной из обязательных точек посещения был музей ВВС на бывшей авиабазе Датаньшан к северу от Пекина. Эмоции после его посещения остались смешанные. Да, это очень большой и красивый музей, но местами он откровенно разочаровал, а кое-где заставил ужаснуться. В целом, подобные эмоции возникают у некоторых посетителей монинского музея, где величие и разруха тоже следуют рука об руку.
Особо впечатлительным фанатам социализма прошу укротить свои эмоции. Я умышленно собрал в одной статье самые впечатляющие фотографии, которые не характеризуют весь музей в целом. Но все описанные факты имеют место быть. Так что каждый может для себя решить, хороший ли музей, в котором происходят такие вещи.
Во-первых, музей расположен достаточно далеко от центра, и до него трудно добраться. Мы жили в самом центре Пекина, в шаговой доступности от площади Тяньаньмэнь. Чтобы добраться до музея, нужно было сесть в метро, проехать участок по кольцевой ветке, пересесть на жёлтую ветку, а потом снова перейти на отдельную ветку, которая с окраины города ведёт за город, к могилам императоров династии Мин. Эта ветка проложена на высокой эстакаде.
Мимо проносились стройки, промзоны, микрорайоны, сады, реки, болота, озёра, транспортные развязки, снова промзоны и снова микрорайоны.
Наконец, выйдя посреди «пекинского Бутово», пришлось сесть в автобус и проехать ещё с десяток километров. Мимо пыльных улочек, руин снесённых зданий, уличных торговцев фруктами...
Выехав из городской застройки, автобус высадил меня на обочине шоссе. Но и это ещё не всё. Теперь предстоял путь до музея, ведь никакой транспорт туда не ходит. Надо идти по краю бетонной дороги, построенной для перегона самолётов между двумя авиабазами. Справа и слева — только сады под проводами линий электропередач. Хорошо хоть, что вход в музей бесплатный.
Дальше у входа меня встретили четыре самолёта Мао Цзэдуна. Однако, тут постигло первое разочарование: открытый ещё за год до этого Ил-18 оказался наглухо закрыт и огорожен. Видимо, китайцы доконали самолёт и ему требовалась реставрация. Самолёт и по сей день стоит закрытым, ничего не изменилось.
Дальше я прошёл вдоль аллеи истребителей, где отметил некоторые проблемы с шасси.
И дошёл до уникальной для мировых авиационных музеев экспозиции — подземного ангара-укрытия. Однако, и тут фиаско: стеклянные двери оказались заперты.
Подойдя с противоположного конца, я понял причину: гидроизоляция тоннеля приказала долго жить, внутри влажно и смрадно, с потолка капает. И во всём этом стоят редчайшие самолёты и вертолёты.
Когда я шёл обратно, из подворотни раздался возмущённый гогот. По боковой дорожке бежали, расправив крылья, гуси и куры. Откуда они сбежали? С подсобного хозяйства музея? У сотрудников всё настолько плохо с пропитанием?
Дальше, на главной аллее музея я заметил, что у установленного здесь советского Ту-2 вдребезги разбито остекление кабины, причём по обоим бортам. И никому нет до этого дела.
«Оригинальный» способ проветривания экспоната — оставить открытую форточку. Не думаю, что во время внезапных ливней и гроз кто-то бежит закрывать её.
Дальше мне встретились совершенно заброшенные грузовики. Несколько лет назад они были в неплохом состоянии, но китайцы оказались неспособны нормально их покрасить, чтобы не пробивалась ржавчина. Даже со своевременной подкачкой колёс не справились.
Так я дошёл до главного здания музея, внутри которого тоже имеется обширная экспозиция.
И тут облом: двери связаны велосипедным замком, внутри никого.
А там должно было быть очень интересно внутри. Обидно.
Рядом — ещё одно наглухо запечатанное здание, где представлено несколько препарированных истребителей. Снимал через окно. Судя по лужам на полу, тут тоже протекает крыша. И это прекрасное здание запустили.
Здесь началась дальняя окраина музея, где разрозненные самолёты стояли в высокой некошенной траве. Один из них, Hawker Siddeley HS-121 стоял (да и сейчас стоит) без колёс на передней стойке. Видимо, кому-то колёса были нужнее.
Внутри в качестве балласта набросаны камни и бетонные плиты.
Дальше находился (и сейчас он там же) «отстойник повреждённых экспонатов, ожидающих реставрации» (десятилетиями). Голые фюзеляжи, Ан-2 с ободранными крыльями, валяющиеся в траве стремянки и прочее оборудование. Знакомая картина аэродромной разрухи.
Дальше я попал на площадку ПВО, где в зарослях прячутся китайские копии ЗРК С-75. Когда-то здесь было красиво, но и эту площадку запустили, позволив зарасти кустами.
Рядом — ржавеющие грузовики с антеннами.
И ещё много разного оборудования, тоже в кустах.
Но самый сильный шок я испытал на вертолётной площадке. Здесь всё довольно цивильно, экспонаты аккуратно расставлены, покрашены, травка покошена. Но многие вертолёты утонули колёсами в земле. А некоторые вообще стоят без колес.
У многих разбито остекление, внутри полная разруха.
Валяется мусор.
Проблемы с колёсами.
Но сильнее всего досталось нескольким Ми-8. У одного ко всему прочему помят фюзеляж.
Вертолёты буквально разгромлены. Но как с этим боролись сотрудники музея? Они просто закинули моток колючей проволоки в кабину! Дёшево и сердито!
Осы, поселившиеся в одном из лючков, также помогают сотрудникам отгонять посетителей.
Вот такая безрадостная картина. Что думаете по этому поводу? Допустимы ли подобные ситуации для главного авиационного музея великой державы? Или это нормально для Китая? А может быть, ничего страшного, ведь далеко не весь музей так выглядит?